Балет о Нурееве на сцене Большого театра, что планировался на 11 июля, был бы по определению сенсацией, ведь перестройка в этой вечно опаздывающей области - не только освоение Баланчина, Форсайта и других неведомых нам прежде гениев ХХ века, но и признание своих бед через судьбы великих "невозвращенцев". Это можно было сделать красиво, посредством спектакля. Но получился скандал за три дня до премьеры.
Балет в двух актах готовила та же команда, что недавно представила годного для хрестоматий "Героя нашего времени": музыку писал петербургский академист Илья Демуцкий, режиссурой и сценографией занимался Кирилл Серебренников, собственно хореографию придумывал умный и утонченный профи Юрий Посохов.
Ранее говорили, что "Нуреева" запретили, испугавшись нападок ревнителей нравственности, - Нуреев не скрывал своей нетрадиционной ориентации, а авторы спектакля решили не калечить единое целое личной и профессиональной жизни Нуреева. Счастливчики, бывшие на прогонах 7 и 8 июля, нагоняли страстей рассказами о кордебалете трансвеститов в платьях и занавесе с обнаженным Руди. Театральная Москва загудела, а особую пикантность событиям придало присутствие в столице знавших Нуреева лично людей из Парижской оперы во главе с блистательной Брижитт Лефевр.
Однако 10 июля генеральный директор Большого Владимир Урин пригласил прессу на брифинг, где максимально смягчил страсти рассказом о производственных проблемах. Со всей возможной достоверностью и обходя вопрос о поиске виноватых Владимир Урин поведал, что руководство театра не соотнесло амбиции и возможности и назвал дату премьеры - май 2018 года. По его словам, хотя несколько составов солистов вполне к ней готово (это единственный пункт, по которому все причастные сходятся в показаниях), задействованные в спектакле громадная массовка, драматические артисты и оперные певцы в общую картину не складываются.