Операция по освобождению Мосула длилась почти девять месяцев. Тысячи террористов ликвидированы, сотни взяты в плен или бежали. А что, как говорится, "в сухом остатке"? Многострадальному городу нанесен огромный ущерб. По оценкам ООН, стоимость восстановления только базовой инфраструктуры, в том числе водоснабжения, канализации и электросетей, а также открытие школ и больниц, обойдется примерно в один миллиард долларов.
Однако, по оценке экспертов, эта сумма может вырасти в разы. Так, в восточной стороне города, разделенного рекой Тигр, было разрушено около 40 процентов учреждений и 30 процентов жилых домов, в западной части ситуация еще хуже - 60 и 70 процентов объектов соответственно. Придется полностью отстраивать аэропорт, вокзал и университет. Для восстановления города, отмечают наблюдатели, потребуется не менее пяти лет.
В городе разрушено большинство религиозных объектов, в том числе главная мечеть Мосула ан-Нури, построенная еще в начале XII века. Боевики уничтожили могилы библейских пророков Ионы и Даниила, разграбили собрание рукописей Мосульской библиотеки, уничтожили артефакты времен ассирийской и аккадской империй, ценность которых невозможно подсчитать. За три года оккупации Мосула террористы нанесли невосполнимый вред мировому историческому наследию.
Но больше всего пострадали мирные жители. Из 1,3-миллионного населения города порядка миллиона человек были вынуждены покинуть свои дома. Официальных данных по погибшим мирным жителям нет, но их счет идет на десятки тысяч. Мирные люди гибли не только от рук террористов, но, как и в ходе боев за освобождение города, так и в результате авиаударов антитеррористической коалиции во главе с США. Этот факт не так давно признали даже в Пентагоне. Впрочем, еще перед штурмом города в Вашингтоне дали понять, что "считают потери среди гражданского населения неизбежными".
Об ожесточенном характере боев за Мосул свидетельствует тот факт, что потери иракской армии за время операции, по приблизительным оценкам, составляют около 30 тысяч человек. Напомним, что в октябре 2016 года, когда начиналось наступление правительственных сил на этот город, против шести тысяч боевиков выступила 60-тысячная группировка.
Древний город освобожден. Но что же дальше? Говорить об окончательной победе над ДАИШ в Ираке преждевременно, поскольку под контролем террористов остаются отдельные районы в провинциях Анбар, Дияла, Салахуддин и Киркук.
Примечательно, что перед началом операции глава гуманитарной организации "Красный полумесяц" в Ираке Ясин аль-Маамури заверил, что гуманитарной катастрофы в провинции Найнава, центром которой является Мосул, не будет, а у них готов экстренный план действий. Однако почти миллион человек до сих пор не может вернуться в свои дома. Да и многим, как говорится, возвращаться некуда. Остававшиеся в городе люди в настоящее время столкнулись с острой нехваткой продовольствия и питьевой воды.
Наверняка в США постараются приписать себе большой вклад в победу в этой кампании. Хотя сами американцы напрямую и не вели боевые действия, что называется, "лоб в лоб" с террористами.
Операция по освобождению Мосула началась еще при Бараке Обаме, а завершилась при президенте Дональде Трампе. Ее успешный исход позволяет Белому дому компенсировать гораздо менее успешные боевые действия в Сирии, а также отвлечь внимание от ситуации в Афганистане, где сложилась непростая ситуация. Глава комитета сената по вооруженным силам Джон Маккейн полагает, что Соединенные Штаты "проигрывают войну в Афганистане, которую ведут с 2001 года". По его словам, у Вашингтона "нет стратегии" нормализации обстановки в стране, а национальная армия Афганистана несет "неприемлемые потери".
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"