- За два с половиной года, что пролетели со дня старта нашего проекта, многое удалось сделать, - рассказал "РГ" представитель туристско-рекреационного парка "Междуречье" в Калязинском районе Тверской области Андрей Майстров. - Территория занимает 100 гектаров, из них порядка трех - бывшего бурелома - превратилось в лесопарковую зону, построено 12 километров дорог, создаются речной канал для прогулок и искусственное озеро, площадки для мобильных лагерей. К концу нынешнего сезона практически вся основная инфраструктура для приема гостей будет сформирована. После выхода на проектную мощность мы сможет принимать одновременно порядка 250 человек, в пиковые дни будет до 300 рабочих мест. Этот объект станет "якорем" крупного туристического кластера.
В ряду таких же крупных инфраструктурных объектов стоит назвать и строящийся город-курорт Большое Завидово в Конаковском районе Тверской области. Это единственный турпроект на территории региона, которому сохранена федеральная финансовая поддержка. Появление фактически под Москвой речного курорта международного уровня может принести миллиарды в госказну. Сейчас, спустя десять лет после его старта, уже проявляются очертания будущего города: возводятся жилые кварталы, построены дороги, проложены тротуары для пешеходов, появились газоны, обустраивается бухта для яхт и катеров.
Такие турпроекты, рассчитанные на будущее, стране, безусловно, нужны. Но как быть региональным отраслевым операторам? То, что говорилось и планировалось еще лет пять назад, когда начиналась реализация ФЦП по развитию внутреннего туризма, сейчас потеряло актуальность. Тогда и у государства, и у турбизнеса (даже у регионального) были деньги на то, чтобы построить и создать все необходимое, "поднять" отрасль. Сейчас нужны другие подходы.
Крупные федеральные туроператоры отказываются от услуг региональных партнеров и все делают сами: отправляют и размещают туристов, организовывают культурную программу, торговлю сувенирами. Все для того, чтобы удешевить стоимость туров. А местные туроператоры, по их мнению, "вытесняются с рынка" и в итоге выживают как могут.
- У меня своя туркомпания, которая до 2014 года ежегодно увеличивала на 100-150 процентов и поток туристов в Тверскую область, и выручку, - рассказал председатель Тверского отделения Российского союза туриндустрии, предприниматель Валерий Иванов. - Но в настоящий момент рынок "просел" процентов на 40-50, упал спрос, упала покупательная способность потенциального туриста, а при таких условиях заработанного турбизнесом хватает - и то с оговоркой - лишь на то, чтобы выжить.
Люди хотят отдыхать не "в перспективе", а сегодня. И, поскольку российская внутренняя туриндустрия не может удовлетворить их потребности, опять стремятся за границу. В крайнем случае, бросают за спину рюкзак и, как в старые добрые времена, идут в поход или на дачу.
- Госпрограммы в сфере туризма не выполняются, - считает Валерий Иванов. - Уделяется внимание лишь отдельным регионам - Краснодарскому и Алтайскому краям например. Им же выделяются основные федеральные деньги, при этом практически нет никакой поддержки другим регионам - той же Тверской области. Турбюджет региона пустой, у нас нет никакой возможности софинансировать федеральные турпрограммы. Необеспеченность их деньгами на местах, на мой взгляд, основная проблема регионов, подобных нашему. Соответственно, в ФЦП по развитию внутреннего туризма никто из тверских операторов не заявляется. Последние пять лет у нас в этом смысле был застой. Может, сейчас что-то изменится.
Впрочем, не все так мрачно. В минприроды подготовлен федеральный проект "Сохранение и восстановление реки Волги", в котором заложена немалая туристическая составляющая. Ведь, прежде чем возить туристов по Волге, нужно улучшить ее экологическое состояние - сегодня река загрязнена настолько, что некоторые специалисты полагают, что очистить ее полностью уже никогда не удастся. Необходимо построить или реконструировать очистные коллекторы во всех населенных пунктах от истока до Астрахани, углубить дно, провести зарыбление, определить особо охраняемые природные зоны и многое другое сделать.
Сергей Бачин, глава группы компаний, строящей "Большое Завидово" на Волге и "Ярославское взморье" на побережье Рыбинского водохранилища, выражает надежду, что при реализации этого проекта федеральные власти пересмотрят существующие принципы финансирования:
- ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 2012-2018 годы" создала механизм взаимодействия властей всех уровней в части развития туризма. Теперь федеральный центр озаботился проблемой очистки волжской акватории, - поясняет он. - Если первая программа - по сути набор региональных проектов, то вторая - чисто федеральная: ее основой является водная магистраль европейской части России. Соответственно, большую часть волжских проектов надо финансировать из федерального бюджета. В одиночку волжским регионам такую программу не осилить.
Однако на вопрос, как увязать этот проект с новой ФЦП по развитию внутреннего и въездного туризма в условиях ограниченных бюджетных возможностей, ответа пока нет.
Справка "РГ"
По информации правительства Тверской области, сегодня в регионе действует четыре официальных причала (в Твери, Калязине, Весьегонске и Осташкове), 10 яхт-клубов, пять марин для обслуживания яхт разных классов и 20 неофициальных причалов при базах отдыха и отелях. Запланировано строительство причальной инфраструктуры в Кимрах и Конаковском районе. К туристскому сезону 2018 года регион планирует благоустроить территории для встречи круизных судов во всех тверских городах на Волге - помимо всех названных, это Зубцов, Старица, Ржев и Конаково.
Маргарита Железнова, экс-руководитель комитета по туризму, курортам и международным связям администрации Тверской области:
- Региональные приоритеты в отрасли, на мой взгляд, расставлены неверно. Тверской области нужно думать не о круизном туризме - он для нас неперспективен. Какие круизы, когда на ближайшие пять лет за счет средств частного капитала запланировано строительство только двух теплоходов! Да и те - "Кометы" (пассажирский теплоход на подводных крыльях разработан в 1961 году. - Прим. авт.), предназначенные в основном для иностранцев, путешествующих по маршруту Москва - Санкт-Петербург. Для сравнения: в 2001 году по Волге ходило свыше 150 круизных теплоходов. Их строительство стоит многие миллионы рублей. Тверь - транзитный порт на этом маршруте. Что успеет сделать транзитный пассажир "Кометы" или турист с круизного теплохода, сойдя на тверской берег? Купит сувенир, зайдет в музей - и это все! Из оставленных им денег что-то перепадет экскурсоводу, что-то - продавцу сувениров, чуть-чуть достанется принимающей турфирме, но это все копейки. Если регион хочет развить речной туризм, нужны не круизы, а возрождение байдарочных походов, речные регаты, а также национальные парки и экологические тропы, то есть развитие экстремального и экологического туризма.