Пермское лето в этом году побило все рекорды: температура ни разу не поднялась выше плюс 25. А средняя составляет всего 14 градусов. Зато воды нынче хоть отбавляй. Только за первые шесть дней июля выпала месячная норма осадков. У некоторых продавцов торговых центров появилась даже примета: дождь с утра - покупателей не жди. От этого в плане прибыли особенно страдают магазины одежды, купальников и прочих летних аксессуаров.
- Да, поток покупателей в этом году стал немного меньше, - говорит старший продавец одного из магазинов, специализирующихся на продаже женской одежды. - Но если говорить о продажах в целом, то они держатся примерно на уровне прошлого года. Ведь дамы все равно предпочитают обновлять гардероб. Разница, может, только в том, что вместо сарафанов покупательницы берут более закрытые платья.
Ну, и, разумеется, никто не отменял отпусков. По свидетельству большинства опрошенных "РГ" продавцов, купальники и парео пользуются таким же спросом, как и раньше.
- В этом году у нас купальники идут просто на ура, - говорит продавец Елена. - Думаю, причина тому - возобновление полетов в Турцию.
Даже традиционные летние скидки начались не во всех торговых точках. А там, где сезонное удешевление одежды стартовало, они не превышают 50 процентов.
Больше всего жалуются на отсутствие спроса продавцы солнцезащитных очков: количество ясных дней в Прикамье нынче буквально стремится к нулю. Впрочем, тут все решает цена. Китайские очки от 800 до 1,5 тысячи рублей берут при любой погоде. Они используются чаще как аксессуар для поддержания прически. А вот продавцы более дорогих - в ценовой палитре, начиная от 4-5 тысяч и выше - грешат на погодные условия.
Самые удачливые нынешним летом в Перми, пожалуй, это продавцы зонтов.
- Современные зонты, особенно не очень дорогие, быстро ломаются, - рассказывает продавец отдела "Сумки" Ольга. - Многие их теряют, забывают. А поскольку сейчас это, наверное, самый востребованный предмет в жизни, то покупают их достаточно охотно.
Холодное лето очень по-разному сказалось на продажах летних коллекций одежды в кировских магазинах. Если одни предприниматели этого практически не почувствовали, у других продажи упали в несколько раз. Меньше всего пострадали в нынешней ситуации те, кто не ориентируется на сезонность и имеет постоянный ассортимент. Это, в частности, отметили в сети магазинов, торгующих одеждой больших размеров. Поток покупателей такой же, но берут в основном более теплые вещи, чем обычно.
Практически нет снижения продаж и у тех, кто занимается обувью. Падение составило несколько процентов. Это связано с тем, что исключительно летняя обувь, такая как босоножки, занимает небольшую часть ассортиментного ряда. К тому же обувь редко покупается на один сезон. В такие магазины не пришли в основном покупательницы, которые постоянно гонятся за модой. Но таких немного, а в последние годы из-за падения доходов - и вовсе единицы.
- Снижение продаж летней обуви в торговой фирменной сети сейчас составляет 6,5 процента, - отмечает, в свою очередь, главный специалист по ассортименту обувной фирмы "Юничел" Елена Бродацкая. - В нашем ассортименте также есть резиновая обувь. Казалось бы, ее продажи должны были подрасти из-за такого дождливого лета, но этого не произошло. Не только погода повлияла на снижение продаж босоножек и сандалий, но и общее снижение потребительского спроса. Люди продолжают экономить.
Бороться с падением продаж бизнесмены пытаются разными способами. Одни заменяют часть ассортимента на более теплые вещи. Например, вместо открытых блузок без рукавов дозаказывают у поставщиков более теплые, с закрытым воротом и длинными рукавами. Но на это идут немногие. Причина в том, что договор с поставщиками подписывается заранее и замена ассортимента "на ходу" снижает возможность выторговать различные скидки, которые предоставляются, если покупать товар загодя. Поскольку всем надо планировать свою работу.
- Наш магазин традиционно очень сильно меняет коллекцию, в зависимости от сезона, - говорит Анастасия, менеджер одной из точек в кировском торговом центре, - и для нас нынешнее лето настоящая катастрофа. Падение продаж по сравнению с прошлым летом, в два-три раза. Переходить на осеннюю коллекцию, а мы это традиционно делаем 15 августа, уже просто бессмысленно. Тем более мы по соседям, у которых есть вещи потеплее, видим, что к ним тоже не особо идут. Остается одно - ждать погоды.
А вот в сегменте спорта и фитнеса игроки такой погоде, безусловно, радуются: если традиционно рынок падает, отпускной период и летние "наружные" виды отнимают значительную часть аудитории фитнес-клубов и студий, то этим летом сезон не ударил по отрасли значительно. Так, в компании FITMOST ожидали падение продаж на 30 процентов, опираясь на результаты прошлого года, однако удержали их на уровне непиковых месяцев.
Еще лучше себя чувствуют те, кто занимается доставкой готовой еды на дом. Как рассказал "РГ" управляющий директор компании Delivery Club Андрей Лукашевич, в мае количество заказов еды у них составило больше 840 тысяч - это в два с половиной раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
- Как и многие интернет-сервисы, мы видим влияние температуры на заказы - похолодание всегда приводит к их росту. Например, мы заметили, что дожди приводят к значительному увеличению доставок еды: в некоторые дни рост заказов достигал 19 процентов по сравнению с обычными буднями, - отметил Андрей Лукашевич.
Не все так однозначно у тех, кто продает товары для сада и огорода.
- В категории "Товары для выращивания рассады", куда входят пластиковые емкости и торфяные горшочки, высокий сезон наблюдается с конца зимы до марта. Из-за неблагоприятных погодных условий нынешней весны сезон продаж увеличился на четыре недели, что привело к росту выручки примерно на 12 процентов, - говорит генеральный директор компании "ГазонCity" Павел Акопов. - Однако в других товарных категориях, например "Семена газона" и "Удобрения для газона", произошло существенное запоздание старта продаж. Мы только сейчас нагоняем обычный объем.
Марк Гойхман, ведущий аналитик ГК TeleTrade:
- Аномально холодная погода мая-июня привела к аномалиям и в продажах традиционно летних товаров. Ретейлеры одежды жалуются на уменьшение выручки на 15-20 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года. Однако пока сезон не заканчивается, и продавцы не спешат принимать радикальные меры. Хотя, по опросам, готовы при продолжении снижения спроса предлагать товары на распродажах. Значительно упала продажа "летнего продовольствия": мороженого - на 10-25 процентов, шашлыка, морсов и кваса - на 20. Такие потери вряд ли удастся восстановить. Хотя следует учесть поговорку "свято место пусто не бывает". Например, продажи зонтов, которые стали основным атрибутом лета, поднялись в сети "Перекресток" на 136 процентов. А падение продаж вентиляторов и кондиционеров в июне на 30-50 процентов компенсировано двукратным увеличением спроса на обогреватели.