Географию участников пилотного проекта выбирали так, чтобы она была максимально разнообразной по своему промышленному, а значит, и экспортному потенциалу. Главное, чтобы удалось получить репрезентативную выборку и сформировать региональный стандарт на справедливых для всех условиях. Основных требований три: доля экспортной продукции одной отрасли не должна превышать 40 процентов в общем объеме поставок, число стран-контрагентов не может быть меньше 25, а ежегодный прирост малых и средних компаний-экспортеров - превышать пять процентов.
Вошедший в пилотный проект Крым только отчасти удовлетворяет этим критериям. Очевидно, что республике дали аванс. Последние два года из-за санкций полуостров переживал не лучшие времена. В 2016 году экспорт и импорт республики падали. Положительные тенденции наметились только в 2017 году. В первом квартале внешняя торговля выросла на 16 процентов по сравнению с прошлым годом. С 27 до 30 увеличилось и число стран, в которые регион экспортирует свои товары. Расширить круг экспортеров в правительстве региона рассчитывают за счет новых участников внешнеэкономической деятельности.
- Мы уже обсуждали возможность присоединения Крымхлеба к этому проекту с его руководством. Они могут экспортировать муку, - рассказал "РГ" министр экономического развития РК Андрей Мельников. - Безусловно, потенциальные участники проекта - винодельческие предприятия. Через экспортный стандарт мы хотим сделать так, чтобы вероятные поставщики Крыма смогли воспользоваться этой возможностью. Стандарт - это система организационных мер со стороны государства, которая поддержит производителей.
Внешнеторговый потенциал Крыма на самом деле велик. Например, один только Красноперекопский содовый завод выпускает около двух процентов мирового производства кальцинированной соды. Примерно такая же доля двуокиси титана приходится на титановый завод в Армянске. До введения санкций на химическую отрасль приходилось 50 процентов всего экспорта республики, а ее продукция шла в 76 стран мира. Не исключено также, что в проект войдут туристические услуги как отдельное направление внешнеэкономической деятельности. Тогда у Крыма появится еще один важный резерв.
- Наверняка пилотные регионы предложат какие-то дополнительные элементы и механизмы для разработанной нами схемы, - говорит глава группы "Российский экспортный центр" Петр Фрадков. - Уже получены предложения выделить в региональном экспортном стандарте услуги в качестве отдельного инструмента, также "пилоты" предлагают сделать акцент на государственно-частном партнерстве.
К концу года планируется подвести итоги работы в рамках проекта, а еще через год актуализированный с учетом пожеланий участников региональный экспортный стандарт может стать общей нормой.