12.07.2017 20:39
    Поделиться

    Чем удивлял посетителей авиасалон МАКС в Жуковском

    Чем удивлял Международный авиакосмический салон в Жуковском
    Первый поистине грандиозный показ достижений отечественной авиационно-космической индустрии состоялся 25 лет назад, в 1992 году, на базе Летно-исследовательского института им. М. М. Громова. Называлось это "МосАэроШоу-92".

    Это было тяжелое время. Советский Союз рухнул, стала разваливаться вся его единая индустрия. Тогдашние вершители политических судеб бывшего Союза пребывали в эйфории. А вот промышленники испытывали совсем другие чувства. Они-то понимали, чем грозит распад именно промышленной интеграции. И пошли ва-банк. Впервые открыто показали то, что год назад было совершенно секретным. Люди должны были увидеть, на что мы способны в реальности. Ведь тогда многие были искренне уверены, что наша оборонка лишь проедает народные деньги.

    Если показ 1992 года был действительно большим шоу, то в 1993 году состоялся первый полноценный Международный авиационно-космический салон - МАКС. К рубежу веков он уверенно вошел в тройку ведущих мировых салонов наряду с французским Paris Air Show и британским Farnborough.

    МАКС входит в тройку ведущих мировых авиационно-космических салонов

    Каждый раз на салонах в Жуковском было столько премьер, что обо всех рассказать невозможно. Вспомним лишь некоторые.

    Стратегическая разведка

    М-55 впервые показали именно в Жуковском. Создавался он как ударно-разведывательный самолет, способный вести воздушную разведку на высотах, недосягаемых для средств ПВО НАТО и обеспечивавший целеуказание оперативно-тактическим и крылатым ракетам, а также стратегической авиации. Самолет был уникален во всех отношениях, но он выпал из военной концепции РФ тогдашнего времени.

    Боевой самолет получил гражданское обозначение М‑55 "Геофизика", и начались его триумфальные научно-исследовательские полеты. Самолет успешно работает в европейском научно-исследовательском проекте StratoClim. М‑55 "Геофизика" выполнял полеты над Арктикой, Антарктидой, континентальной частью Бразилии, Австралией и Африкой. Отзывы самые восторженные. Кстати, М‑55 удалось зафиксировать самую низкую температуру атмосферы. Удивительно, но страшно холодно оказалось не в районе Арктики или Антарктики, а над Индийским океаном. Именно там приборы показали минус 91,8 градуса по Цельсию.

    Вертолет-робот

    Премьерный показ одноместного Ка‑50 "Черная акула" состоялся на МАКС-1993. Затем вертолет произвел фурор на авиасалонах в Фарнборо и Ле-Бурже. После завершения МАКС-1995, который проходил с 22 по 27 августа, 28 августа 1995 года Указом президента РФ Ка‑50 был принят на вооружение. Сейчас отлично воюет двухместный разведывательно-ударный Ка‑52.

    Но ведь идея одноместного Ка-50 была в том, чтобы искать пути перехода на роботизированную боевую вертолетную технику. Наработки у нас остались, и вертолеты-роботы будущего поведут свою родословную от "Черной акулы", впервые показанной на МАКСе.

    Трудный возраст пятого поколения

    Создание прототипа истребителя пятого поколения Т‑50 подтвердило - отечественная школа проектирования лучших в мире боевых самолетов сохранилась. Да, мы как бы отстали от США. У них уже и тяжелые F‑22, и легкие F‑35 есть - это все истребители пятого поколения. Сможем ли мы их догнать? Вопрос: а зачем? Наши Су‑35 и МиГ‑35 смогут уверенно противостоять заокеанским чудо-машинам, будучи в разы дешевле. Кстати, Су‑35 и МиГ‑35 - премьеры МАКСов. А Т‑50, воплотив в себе лучшие достижения истребителей пятого поколения, оказался на уровне F‑22 и F‑35.

    Кто подбросит до Луны

    Настоящей звездой МАКСа в 2005 году стал полноразмерный макет многоразового космического корабля "Клипер": огромная очередь выстраивалась каждый день из желающих заглянуть внутрь. Крылатая версия "Клипера" должна была иметь стартовую массу 14 т, обеспечивая доставку на орбиту и возвращение на Землю шести космонавтов и 500-700 кг грузов. Время автономного полета корабля - пять суток. Планировалось, что новичок придет на смену старым добрым "Союзам" и будет использоваться не только для полетов на МКС, но и для дальних экспедиций.

    Рассматривался как парашютный, так и аэродинамический вариант посадки корабля: оснащенный крыльями, он садился бы на посадочную полосу. При этом "Клипер" имел несомненные преимущества перед американскими шаттлами по габаритам и стоимости запусков.

    Предполагалось, что первый запуск состоится не позднее 2011 года, а всего "Клипер" будет способен совершить 25 полетов. Однако в космос "Клипер" так и не прорвался. Почему? Причин много. Одна из них: как говорят эксперты, он все-таки полностью не отвечал заявленным требованиям. 1 июня 2006 года все работы над пилотируемым космическим кораблем "Клипер" были полностью прекращены. Но работа над новым "пилотником" продолжилась.

    И через 10 лет, на МАКСе-2015, Роскосмос показал новую "изю­минку" - макет пилотируемого транспортного корабля нового поколения и реальный, тогда только-только изготовленный, композитный корпус командного отсека этого корабля. Сейчас уже известно имя нового корабля - "Федерация". Основная его задача - полеты к Луне и обратно, полеты на низких околоземных орбитах (транспортно-техническое обеспечение пилотируемой станции и, при необходимости, специальные автономные полеты).

    Длина - около шести метров, поперечный размер по развернутым панелям солнечных батарей - около 14 метров, стартовая масса при полетах к Луне - около 20 тонн, при полетах к станции на низкой околоземной орбите - около 14 тонн.

    На прошедшем Paris Air Show генеральный директор РКК "Энергия" Владимир Солнцев сказал, что может быть создано две версии "Федерации" - низкоорбитальная и для работы в дальнем космосе. Сейчас рассматриваются оба варианта.

    Теплозащита возвращаемого аппарата должна быть рассчитана на вход в атмосферу при возвращении от Луны со второй космической скоростью. Она создается на основе материалов с плотностью в три раза меньшей по сравнению с применяющимися на кораблях "Союз".

    Вообще оболочки космических кораблей во всем мире производились и производятся из алюминиевых сплавов, но количество и длина сварных швов ограничивают возможности конструкторов. Как говорят специалисты, любой шов - это зона высокой концентрации напряжения.

    А композит позволит "наматывать" поверхности любой сложности и конфигурации. Это уход от сварки, других соединений. Получается "монокок", то есть единый несущий элемент.

    Поделиться