12.07.2017 19:40
    Поделиться

    Глава Минюста: Осужденных подростков нельзя сажать в общие колонии

    Александр Коновалов: Общие колонии не для осужденных подростков - надо искать другие виды исполнения наказания
    Количество женщин, несовершеннолетних и инвалидов в местах лишения свободы за последние годы уменьшилось, но цифры рецидивной преступности, показатели здоровья и условия содержания говорят о том, что ситуация далека от идеальной. О том, как улучшить положение наиболее уязвимых категорий заключенных и как помочь им после выхода из мест лишения свободы, члены Совета Федерации говорили в среду на правительственном часе с участием министра юстиции РФ Александра Коновалова.

    По его словам, общая численность осужденных в учреждениях исправительной системы (УИС) с 2009 года существенно сократилась. За это время принято "более 100 нормативно-правовых актов, направленных на изменение общей уголовной политики, оптимизацию законодательства, что позволило последовательно снижать цифры", отметил он. К 1 января 2017 года общее количество заключенных в России снизилось с 888 тысяч человек до 630 тысяч.

    "Более широко стали применяться судом наказания, не связанные с лишением свободы, особенно в отношении женщин, несовершеннолетних, инвалидов", - подчеркнул министр. В итоге число женщин, отбывающих наказание в колониях-поселениях и колониях общего режима уменьшилось на треть, более чем в 5 раз сократилось количество несовершеннолетних в исправительных колониях - с 8,5 до 1,7 тыс. человек. "По итогам 2016 года в учреждениях УИС отбывали наказание 19,5 тыс. осужденных инвалидов. Их количество каждый год тоже постепенно снижается", - сообщил Коновалов.

    К 1 января 2017 года общее количество заключенных в России снизилось с 888 тысяч человек до 630 тысяч

    Одно из предложений минюста - отправлять достигших совершеннолетия осужденных подростков не во взрослые колонии, а применять к ним другие формы отбывания наказания, например, принудительные работы. В свою очередь, директор ФСИН Геннадий Корниенко заметил, что переход несовершеннолетних осужденных во взрослые колонии - это всегда психологический стресс.

    В стране функционирует 69 женских колоний, 24 воспитательные колонии, в 628 исправительных учреждениях есть оборудованные для инвалидов помещения. Но несмотря на достигнутые результаты, общая ситуация в женских колониях оставляет желать лучшего. Около 85% осужденных женщин имеют хронические заболевания, в т.ч. ВИЧ (13%), психические расстройства (43%), неврологические (40%), наркозависимость (6,5%).

    В прошлом году под наблюдением в исправительных учреждениях находилась 1521 беременная женщина, только 10% из них смогли получить медпомощь при родах в тюремных больницах, остальные рожали в обычных роддомах. Коновалов посетовал на недостаточное финансирование медицины в местах лишения свободы. По словам главы ФСИН Геннадия Корниенко, заработная плата врачей в УИС в два раза меньше среднего дохода медиков в регионах, где расположены колонии.

    Обеспеченность техническими средствами реабилитации осужденных инвалидов составляет, по данным Счетной палаты, 70% от потребности, в госпрограмме "Доступная среда" ФСИН России не участвует. Аудитор СП Вера Чистова также обратила внимание, что на 69 женских колоний приходится всего 13 домов ребенка с общей численностью менее одной тысячи. "С учетом устойчивого числа беременных женщин среди осужденных - это ежегодно от 1,5 до 1,7 человек - отмечается риск необеспечения родившихся в местах лишения свободы местами в домах ребенка", - подчеркнула она.

    Уровень рецидивной преступности среди женщин составляет более 40%, среди подростков порядка 67%. "В целом по системе исполнения наказаний эта цифра 55%", - сообщила Чистова. "ФСИН России надо дать оценку этому показателю и сделать выводы. Причем не только в период отбывания наказания, но и после выхода на свободу", - считает она.

    Критика в адрес ФСИН "зачастую абсолютно справедливая", отметила спикер Совфеда Валентина Матвиенко. "Надо еще раз внимательно посмотреть законодательство с точки зрения содержания в тюрьмах людей, больных серьезными заболеваниями", - заявила она. "Какой смысл держать онкологических больных людей в тюрьме? Там нет возможности оказывать соответствующую медицинскую помощь", - подчеркнула Матвиенко. Она считает, что надо "проявлять милосердие и такие категории граждан переводить на другие форматы исполнения наказаний". "Гуманизация всей нашей системы ФСИН - это необходимое условие жизни любого нормального общества", - уверена сенатор.

    Поделиться