12.07.2017 20:56
    Поделиться

    Корреспондент "РГ" с лупой изучил этикетки популярных продуктов

    Все такими будем. Как ни печально звучит, но рано или поздно наступит момент, когда наше зрение переходит в состояние под определением: "а что вы хотите - возраст". Грустная реальность: "разменяв полтинник", мы оказываемся в компании, где 65 из 100 сверстников страдают от разных форм нарушения зрения.

    Категорически с этим не согласен? Думаешь, что старость - это то, что происходит с другими. А лично ты по-прежнему отлично ориентируешься в пространстве, различаешь лица окружающих, неплохо водишь машину. Отлично! Тогда испытание - иди в магазин и попытайся прочитать этикетки.

    Мелким почерком

    Возраст - не повод для паники. То, что наше зрение ухудшается - нормально. По-другому не бывает. Ненормально другое: часть производителей продуктов наши возрастные проблемы и нас самих в упор не видят.

    Итак, мясоколбасный отдел обычного супермакета. 70% этикеток читаются без особых проблем, 20% - если вглядываться. А вот 10% - невозможно разобрать.

    С молочкой дела обстоят чуть лучше, удалось прочитать почти все надписи. Да и с хлебом примерно такая же картина. А вот в водочном началось самое интересное. По меньшей мере, половина этикеток читаема. А вот остальные...

    Одна компания предлагает сорвать этикетку и читать текст на оборотной стороне. Экспериментировать не стал, но вообще-то интересно - а что если покупатель последует совету? Срываем этикетки, читаем, ставим товар на полку. Нормально?

    Одна весьма уважаемая водочная марка этикетку разместила не на широкой части бутылки, а на бутылочном горлышке. Места там почти нет, соответственно, производитель набрал необходимую информацию шрифтом с красивым названием диамант (алмаз). Помните выражение "глаз - алмаз"? Это наш случай.

    Любого журналиста начинают учить ремеслу с заучивания кеглей (размеров) шрифтов. Со времен журфака помню, что диамант - это мелкий типографский шрифт. Педагоги наставляли: применять такой в газете - читателя не уважать. Его физический размер зависит от национальной системы мер, но чтобы не забивать вам голову лишней информацией, диамант - это примерно 1,5 мм. Если еще и неконтрастный фон, то и не прочитать.

    Но настоящий шок - этикетки на специях и на шоколаде. Шрифт там около 0,5 мм. Для наглядности: буквы, которые вы сейчас читаете, почти в четыре раза больше.

    Сладкий и гадкий

    Чтобы не быть голословным, провожу эксперимент. Покупаю упаковку "мощного и сбалансированного" (так на нем написано) 97,7% шоколада. 12 кубиков по 7,7 грамма. И начинаю приставать к сослуживцам: прочитай, где он изготовлен, сколько в нем ккал, и пр. В качестве приза за правильный ответ - кубик шоколада. Результат: опросив дюжину человек разной степени зрячести, из 12 шоколадок я сэкономил десять.

    Виртуозно справилась с задачей только женщина-ас из отдела корректуры. Но корректорам любые шрифты подвластны.

    Что удивительное - шоколад качественный. Изучив под лупой этикетку, ты понимаешь, что производителю нечего скрывать. Он мог использовать нормальный шрифт. Ситуация странная. Т.е. органично дополняет нашу пирамиду абсурда.

    Недостоверную информацию в маркировке имеют до 60 процентов товаров

    Не всегда за нечитаемым шрифтом производитель что-то скрывает (транс-жиры, пальмовое масло, E-добавки и т.д.). Порой невозможно прочитать маркировку даже на вкусной и здоровой пище. Причин много. Производитель нанял тупых и ленивых маркетологов. Слабая конкуренция в его сегменте рынка. Да и просто так, по причине самому себе непонятной...

    Есть и более радикальное мнение: читать этикетки - время терять. Потому что "правды там все равно не напишут". Это спорный тезис, хотя и он имеет под собой основания. Росконтроль проверил несколько тысяч товаров в 10 торговых сетях. Результат: недостоверную информацию в маркировке нашли на 60% товаров. Пусть так. Но давайте посмотрим на проблему под иным углом. Если даже 40% сообщают достоверную информацию, то это тоже кое-что. Скажем, вы узнаете, что в продукте содержится сорбат калия. А его даже взрослым рекомендуют ограничивать в рационе. А уж детям сорбиновая кислота и ее соли крайне нежелательны. Запрещены в детских продуктах также маргарин и многие консерванты...

    Так что давайте начнем с малого: для начала заставим производителя уважать нас, потребителей. Пусть пишет понятно.

    Так победим

    Самый простой способ изучить маркировку: увеличительное стекло. На рынке неплохой выбор луп, от карманных до настольных. Можно скачать на смартфон или планшет бесплатную программу "увеличительное стекло". Или просто воспользоваться камерой на телефоне (успех будет завесить от освещения и качества камеры).

    А самый бюджетный вариант - линза Френеля. Это составная оптическая линза, тонкая и дешевая, в формате кредитки. Мне такая обошлась дешевле ста рублей. Найти можно в магазинах, торгующих оптикой. Ее уже прозвали "лупа пенсионера"

    Хотя есть способ лучше.

    Вот что по этому поводу говорит закон: согласно техрегламенту Таможенного союза ТР ТС 022/2011 пищевая продукция в части ее маркировки должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной.

    Уже много лет общества защиты прав потребителей добиваются увеличения шрифтов. Казалось бы, чего проще? Но попробуйте на крохотном тюбике горчицы написать состав продукта большими буквами. Не выйдет. Нужно будет прикреплять листок-вкладыш. А это дополнительные расходы, и, в конечном счете, все - за наш счет.

    Поэтому истина где-то посередине. Требовать исполнения буквы закона надо. Написано: маркировка - легкочитаемая, будь добр, исполняй букву закона. Но еще лучше, если каждый человек, которому сложно прочитать этикетку, начнет вызывать продавцов-консультантов и требовать озвучить, что там написано. Вежливо, но настойчиво. Вы имеете такое право.

    И как только этим правом воспользуются миллионы потребителей - торговые сети сами начнут отказываться от такого товара. Им ведь не выгодно нанимать новую категории продавцов - "чтецы-декламаторы".

    Вот тогда и посмотрим, как производитель отреагирует.

    Глядишь, так и на лупах сэкономим.

    Между тем

    Этикетка без обмана

    По данным Росконтроля, каждый пятый товар имеет нарушения в маркировке, которые может выявить даже не эксперт. В рамках спецпроекта "Этикетка без обмана" на сайте организации зарегистрировалось 8917 волонтеров. По их сигналам эксперты проводят рейды по магазинам. Сегодня самые проблемные молочные продукты. Под видом сыра в супермаркетах массово продаются "сыроподобные" продукты с пальмовым маслом.

    Поделиться