С актером и музыкантом согласится 60-летний таксист из Тамбова Анатолий - впервые приехавший на "Нашествие" завсегдатай фестиваля "Чернозем", начинавший слушать "Лед Зеппелин" и "Дорз" еще в конце 60-х на рентгеновских снимках. Кортнева не поймут годящиеся ему в дети Олег, Сергей и Иван, cтуденты из Челябинска, добравшиеся до фестиваля на перекладных поездах, непогоду воспринявшие как фан, приключение, лишь добавлявшее "Нашествию" перчинки, братского духа - когда стоящий рядом на поле извинялся, случайно наступив тебе на ногу, а через пару часов бок о бок с тобой выталкивал из грязи чью-то буксующую машину. Потому многие из тех, с кем пришлось общаться на фестивале, говорили о том, что приехали не за музыкой - или не только за музыкой.
- Мы едем за атмосферой. Это невозможно объяснить, это надо чувствовать, - говорит курсант Олег. - Ведь тут мы все равны.
"Нашествие" начиналось, как русский Вудсток - пусть беспорядочный, но вольный, рокерский и действительно братский. Сегодня в фестивальном лагере стало больше порядка (хотя ситуация с полем может посеять сомнения в этом), но фестивального духа, о котором говорил Олег, тут становится явно меньше, как бы организаторы ни старались покрыть им свои проколы.
На "Нашествии" уже не все равны. Место для палатки в этом году в лагере "Ленинград" стоило около 5 тысяч. А еще территории "Ленинграда" впервые появилась VIP-гостиница, номер в которой обходился в 20 тысяч. Тут не было грязи, дорожка между просторными тентовыми палатками с удобными кроватями была выметена, над ней тянулось освещение, дежурный по отелю все время держал на своем столике вскипевший чайник. Сотрудник крупной IT-компании Олег и работник автосервиса Александр, по их словам, устали от беспорядка в общих лагерях и позволили себе отдать такие деньги.
Но на фестивале были не только VIP, но и SUPER VIP-гости, предпочитавшие братскому духу комфорт high-class. Их привозили и увозили с концертов в отели с джакузи, их трибуны были прямо на Главной сцене, они видели своих кумиров с расстояния вытянутой руки, а за сценой они могли руку Вячеслава Бутусова или Александра Васильева и пожать. Стоило это все 150 тысяч.
Казалось бы - за эти деньги можно хорошего артиста и домой пригласить, а не ехать куда-то, стоять в пробках, лишь затем, чтоб помахать флагом с его именем с трибуны. Но, по сведениям организаторов, все 100 билетов SUPER VIP были распроданы.
Выходит, братский дух стоит денег.
"Нашествие"-2017 вписал свое имя в историю, как один из самых грязных фестивалей "Нашего радио". Дождь и тверской глинозем стали его главными участниками. Даже когда поле превратилось в болото, на основных маршрутах движения публики так и не появились временные настилы или что-то в этом духе, а трактора начали разгребать грязь лишь тогда, когда ничего поправить было уже нельзя. О готовности менеджеров "Нашествия" к разгулу стихии свидетельствуют слова одного из них перед началом фестиваля: "У нас нет грязи и глины, которая при дожде расползается, а в поле проведен дренаж, то есть вода сразу уходит под землю".
На Главной сцене она была очень хорошей, прекрасно сыгранной нашими любимыми "Кукрыниксами", Бутусовым, Чиж & Cо, и другими, озвученной на мощной аппаратуре, но - старой. На опен-эйрах всегда играют проверенный хитовый материал, но лишь единицы позволяли себе исполнить что-то новое (25/17, Княzz), или хотя бы переиграть старое по-новому ("Сплин", "Сурганова и оркестр", ДДТ). Зато на сцене 2.0 было много интересных групп из разных городов России, которые можно послушать лишь на их страницах "ВКонтакте" и на концертах в местных клубах. Таких, как москвичи M3X1CO, BRAVA из Тулы, смоляне "Суп Харчо", "8 по Гринвичу" из Красноярска... На Малой сцене выступили также Дельфин, "Несчастный случай", Animal Джаz и другие известные нестадионные артисты.
Бургер с котлетой стоил 300 рублей, баварская сосиска с зеленью - 200, бутылочка чая "Нести" - 120, кипяток - 50-70, полиэтиленовый плащ (с эмблемой) - 1000, такая же накидочка с капюшоном - от 300. За вход платили 2000 (в прошлом году было 1500), за место для палатки - 2900-4500 (1900). На эмблеме фестиваля был изображен логотип его спонсора, пивной компании со старым советским именем с припиской "безалкогольное". Только его, но уже без всяких приписок, и пили на фестивале - по 200 рублей за банку.