Уральские ученые нашли в Херсонесе "граффити" русского паломника

Сенсационное открытие ждало своего времени более четверти века. В 1989-м археологическая экспедиция Уральского университета, раскапывая в портовом районе Херсонеса дом, сгоревший полтысячи лет назад, обнаружила известняковый блок, испещренный славянскими буквами. Сразу удалось разобрать только одно слово "крест", после чего камень отправили в фонды Херсонесского заповедника.

- Сейчас меня спрашивают: что ж вы раньше не занялись дешифровкой? - рассказывает профессор Уральского университета Алла Романчук. - Все должно идти по плану. Сначала надо было понять, кто жил в этом районе, обобщить данные, издать две книжки. И после этого приступить к расшифровке.

Профессору Алексею Гиппиусу из Института славяноведения РАН удалось прочитать текст: "Сенько написал (нарисовал), идя, крест" и датировать его XII-началом XIII века. Обычно такого типа надписи оставляли паломники на стенах храмов. Выбитый на камне под буквами большой узорчатый крест и восемь таких же маленьких подкрепляют эту версию.

В Средние века нацарапать на стене церкви крестик не считалось варварством или кощунством. Люди того времени не отделяли себя от храма, ощущали себя его частью. И граффити на стенах в период раннего христианства выполняли функции, так скажем, компостера - отметки о пребывании. Надписи на кириллице увековечили присутствие паломников, например, в Константинополе и Иерусалиме, Бари и Лукке. Самый западный храм, где отметился носитель старославянского языка, находится во Франции, недалеко от Арля.

Очевидно, херсонесский Сенько (Арсений) из числа таких путников, "калик перехожих", как называли их летописи. Былины описывают их как крепких, косая сажень в плечах, добрых молодцев, судя по всему, не бедных - в шелковых лаптях, с бархатными сумками, костяными посохами, а "на головушках шапки земли греческой" (два таких странника, напомним, "вывели в свет" Илью Муромца, сидевшего на печи 33 года).

Откуда и как Сенька пробирался через горы и степи - через Керченский пролив или Сиваш, неизвестно, но вряд ли путь его был легким. Пилигримы готовы были преодолевать тяготы путешествия, чтобы прикоснуться к святыням: "Мира и горя мимо, мимо Мекки и Рима, синим солнцем палимы, идут по земле пилигримы", - писал Бродский. Херсонес, или Корсунь, притягивал паломников как место мученической гибели двух римских пап - крещенного Святым Петром Климента и Мартина, а также тем, что здесь на камне остались следы от стоп Андрея Первозванного. Возможно, неугомонный Сенько следовал дальше - в Иерусалим или, скажем, в Константинополь. Помощь от единоверцев можно было получить всюду.

- Несомненно одно - притягательность Херсонеса как паломнического центра. Историки из Херсонесского заповедника, с которыми наш университет сотрудничает со времен Великой Отечественной войны, доказали, что он был малым паломническим центром в ранневизантийское время, о нем знали дипломаты и церковные деятели и в более поздний период. Однако некоторые из наших коллег, особенно в Западной Европе, вскользь отмечают: после похода Владимира о Херсонесе забыли, и Крым Руси стал не нужен, - говорит Алла Романчук. - Ничего подобного! Помнили! Никогда русские не забывали о том, что надо совершить паломничество в такое священное место, как Херсонес.

По ее словам, расшифрованная надпись - это клубок загадок. Во дворе дома, где обнаружили блок с Сенькиной надписью, археологи нашли еще и бронзовый крест со славянскими надписями. Случайно ли такое совпадение?

- Этот известняковый блок перебрасывает мостик из XIII века в сегодняшний день, когда возрождается паломничество к святыням Херсонеса, - говорит профессор Романчук.

Прямая речь

Татьяна Яшаева, зав.  отделом Государственного историко-археологического музея-заповедника "Херсонес Таврический":

- Это, конечно, сенсация! Совершенно однозначное свидетельство паломничества русских в Херсонес! И пусть после этого кто-то посмеет утверждать, что на Руси довольно быстро забыли взятие князем Владимиром Корсуни в десятом веке.

Между тем

Екатеринбург на этой неделе станет центром паломничества. В городе начинаются Царские дни - ежегодное событие, приуроченное к очередной годовщине убиения семьи Романовых в июле 1918 года. Центральным событием Царских дней становится многотысячный крестный ход в ночь с 16 на 17 июля - от места расстрела семьи императора (Храм-на-Крови) до места уничтожения останков в урочище Ганина Яма, собирающий паломников со всего света.