О свалке со специфическим запахом узнала вся страна в апреле нынешнего года во время прямой линии с форума ОНФ, в котором принимал участие Владимир Путин. До этого почти полтора года общественники требовали ликвидировать нелегальный полигон, но, как это часто бывает, дело сдвинулось с мертвой точки только после вмешательства главы государства.
Лес, в котором расположена выгребная яма екатеринбургского водоканала, местные жители называют аномальной зоной. На въезде высится деревянный крест с нахлобученным противогазом. Этот "арт-объект" к свалке канализационных отходов не имел никакого отношения: в лесу, где некогда располагалась воинская часть, проводятся квесты по мотивам компьютерной игры. Символичным он стал после того, как в декабре 2015 года три десятка большегрузов повезли в глубь леса вонючие отходы.
- Запах стоял такой, что дышать было невозможно. Черная грязь выплескивалась через борта машин на землю. Мы пытались перегородить им дорогу, да где там! - рассказывает Руслан Почалов, нынешний владелец злополучной территории.
От поселка до объекта - километра полтора по раскисшей от дождей грунтовке. Отходы сливали в яму, образовавшуюся после взрыва бетонного блиндажа. Сейчас яма больше похожа на овраг, залитый черной жижей. Как предполагают местные жители, глубина ее не менее пяти метров.
По науке эту гадость именуют кеком - это специфическая субстанция, остающаяся после фильтрования жидких отходов. Кек канализационных стоков не только удушающе пахнет, но и чрезвычайно вреден для окружающей среды. По данным природоохранной прокуратуры, он относится к отходам четвертого класса опасности, содержит алюминий, фосфор, мышьяк, медь, свинец, примеси других тяжелых металлов.
- Последствия для почвы очень тяжелые. Ущерб экологии нанесен огромный. По нашим подсчетам, он превышает 105 миллионов рублей, - пояснила начальник отдела экологического надзора регионального министерства природных ресурсов и экологии Вероника Русинова.
Ежесуточно на очистные сооружения Екатеринбурга поступает более 550 тысяч кубометров хозфекальных сточных вод. Эти отходы проходят несколько стадий очистки, фильтрации и обеззараживания. Очищенную воду отправляют в реку Исеть, а осевший кек необходимо где-то хранить и утилизировать. Проблема до сих пор решается примитивно: кашеобразную массу вывозят на специальные полигоны, где отходы высушиваются и потом захораниваются. Площадки для складирования переполняются через два-три года, приходится обустраивать новые, изыскивая дополнительные земельные и финансовые ресурсы.
В конце 2015 года отработанная схема дала сбой. Тендер на вывоз 60 тысяч тонн кека с Южной аэрационной станции МУП "Водоканал" выиграло научное предприятие "Чистый город". По данным сайта госзакупок, стоимость контракта составляла 33 миллиона рублей. "Чистый город" сам пачкать руки не стал - заключил контракт с субподрядчиками, которые обещали оказать услуги "под ключ". Но ключ оказался с секретом.
От жителей ближайших к Екатеринбургу поселков Октябрьского, Первомайского, Рудного, Горного Щита, Монетного посыпались жалобы на внезапно возникшие зловонные свалки. Как выяснила прокуратура, вместо доставки отходов на полигон, где за каждую машину грязи необходимо платить, утилизаторы вывозили кек в глухие уголки и выливали на землю. По факту незаконного сброса опасных видов отходов СК возбудил уголовное дело по статье 247 УК РФ. Дело, кстати, по нашим сведениям, до сих пор бесфигурантное, поскольку все представители фирмы-субподрядчика скрылись. Компанию "Чистый город" оштрафовали на 100 тысяч рублей и обязали за свой счет ликвидировать все несанкционированные захоронения. В результате из четырех пригородных поселков к 2016 году вывезли на официальный полигон 33 тысячи тонн кека, только яма в Монетном продолжает источать зловоние.
- Конечно, запах уже не тот, что вначале, но даже после полутора лет чувствуется происхождение отходов, - говорит Сергей Стуков, тот самый журналист из города Березовского, который на форуме ОНФ рассказал главе государства об опасной свалке.
Делегации чиновников в последнее время сюда зачастили. Правда, первый визит состоялся еще в июне 2016-го, когда ради демонстрации борьбы с беззаконием на место свалки пригнали экскаватор, который демонстративно черпал из оврага жижу и… сливал обратно. Представители прокуратуры и минприроды заверяли: в ближайшее время свалка будет ликвидирована. Но прошел год - и все повторилось: журналисты, ковши, чиновники… Правда, на этот раз назвали конкретные даты и цифры.
По словам руководителя муниципального водоканала Александра Ковальчика, МУП готов выделить необходимые для проведения работ четыре миллиона, чтобы потом через суд взыскать их с недобросовестных подрядчиков. Правда, неясно, будут ли это бюджетные средства или собственные доходы МУПа. Смета вчерне такая: около полутора миллионов требуется на отсыпку лесной дороги, чтобы смогли проехать машины, примерно столько же составят транспортные расходы (необходимо не менее четырех КамАЗов), еще миллион - на обезвреживание и утилизацию кека на другом полигоне под Березовским.
Как подтверждение серьезности планов у оврага стояло несколько грузовиков и экскаваторов. Казалось, работа вот-вот закипит.
- Но как только чиновники и журналисты уехали, за ними последовала и техника с рабочими. И тишина, - рассказывает Сергей Стуков.
Очевидно, ликвидация все же не будет такой легкой и быстрой, как ее пытаются обрисовать чиновники. Как выяснилось, намечается эксперимент: тысячи тонн кека утилизируют по новейшей технологии, разработанной уральскими учеными. Отходы выльют на полиэтиленовую пленку, обработают специальным составом, а затем захоронят. Как пойдет ноу-хау, кто знает?
- Главное - не только добиться ликвидации конкретной незаконной свалки, но в принципе решить проблему утилизации канализационных стоков полуторамиллионного города, - говорит руководитель регионального исполкома ОНФ Жанна Рябцева.
Как выяснили корреспонденты "РГ", еще в 2006 году в Екатеринбурге предприняли попытку найти цивилизованное решение, а не засорять сотни гектаров земель опасными отходами. Администрация города пригласила представителей итальянской компании продемонстрировать возможности своего оборудования по очистке канализационных стоков и переработке кека. Установка несколько месяцев работала в тестовом режиме и выдавала на-гора не грязь, а сыпучий материал, который можно использовать и как топливо, и как добавку при производстве строительных материалов. По окончании эксперимента муниципальные власти должны были принять решение о приобретении одной или нескольких установок.
О таком оборудовании снова вспомнили на прошлогоднем Иннопроме, где водоканал презентовал свой проект предприятия по полной переработке канализационных остатков. Гостям выставки показали схему крупного производства, превращающего кек в сырье для цементных заводов. По проекту мощности предприятия хватило бы не только Екатеринбургу, но и еще десяти ближайшим городам. Правда, для реализации задумки необходимо не менее 600 миллионов рублей инвестиций.
Имеется и альтернативный путь - очищать и обеззараживать канализационный ил настолько тщательно, чтобы он перешел в категорию почвогрунта. По задумке инноваторов, такой продукт можно будет использовать даже при рекультивации промышленных земель. Точный объем вложений в этот проект не озвучивается. По мнению специалистов, это десятки миллионов рублей.
Тем временем
В первый день работы международной выставки Иннопром-2017 подписано соглашение между администрацией Екатеринбурга и японской компанией Kawasaki на поставку уникального оборудования для очистки сточных вод. Установка позволяет насыщать канализационные стоки кислородом, стимулируя процесс разложения биомассы. До сих пор в России подобный метод очистки не применялся. О немедленном приобретении установки речи пока не идет, решено испытать японское оборудование в "полевых условиях". Причем представители компании выразили готовность передать агрегат в тестовую эксплуатацию МУП "Водоканал" бесплатно.