12.07.2017 19:48
    Поделиться

    Создателю "ядерной кнопки" 13 июля могло исполниться 95 лет

    В начале 1980-х годов в одном из американских журналов появился сенсационный снимок: в кабинете у начальника стратегического командования ВВС США на стене висело фото советского министра Плешакова. Командующий объяснял это "необходимостью видеть лицо своего главного противника, чтобы работать по-настоящему". Подобного история не знала.

    Почему советский министр удостоился такой чести? Почему когда между СССР и США начались переговоры об ограничении стратегических вооружений, зарубежные коллеги считали министра Плешакова самым грамотным специалистом, с которым можно говорить?..

    Главком отечественного радиопрома, министр особого назначения... Так называли генерал-полковника Петра Плешакова, важнейшим делом которого стало создание мощной отечественной радиопромышленности. Отрасли, позволившей нашей стране стать действительно великой державой. Под руководством и при непосредственном участии Петра Степановича были созданы уникальные стратегические системы, разработаны все современные радиосредства, которые и по сей день находятся на вооружении нашей армии, авиации и флота. Это системы предупреждения о ракетном нападении и глобальной космической радиоэлектронной разведки, единое радиолокационное поле страны для обеспечения ракетно-космической и противовоздушной обороны, автоматизированной системы управления войсками, системы УВД...

    Сегодня далеко не все знают: именно Плешаков руководил созданием системы, известной как "ядерная кнопка". Она стала символом оборонного щита страны. Созданные тогда радиолокационные станции дальнего обнаружения успешно служат и сегодня. А зенитные комплексы С-300 и С-400 не имеют аналогов в мире. Они, как и стратегическая ракета "Тополь", воплощают идеи и труд Петра Плешакова.

    Как не раз подчеркивал Николай Рыжков, член Совета Федерации, председатель Совета Министров СССР в 1985-1990 годы, Плешаков, столько сделавший для нашей обороны, всегда был противником глобальной мировой конфронтации. Петр Степанович не понаслышке знал, что такое война: был участником Великой Отечественной, воевал в Корее. Именно опыт корейской войны привел его к мысли создать принципиально новую аппаратуру наведения ракет на цель для защиты самолетов. Что спасло жизни более тысячи летчиков.

    "Он искренне хотел мира", - говорит Николай Рыжков. При этом Плешаков, как истинный политик, понимал, что лучшая гарантия мира - мощь и достоинство Отечества, и делал все для их укрепления. Когда между СССР и США начались переговоры об ограничении стратегических вооружений, Петр Степанович сыграл очень важную роль в их успешном проведении. Его феноменальные знания в области радиоэлектроники, авиации и космоса, которыми не раз восхищались зарубежные партнеры, были огромным преимуществом советской стороны, позволяли проводить самые объективные и точные экспертные оценки. Они в значительной степени способствовали заключению договора ОСВ, ставшего прорывом в международных отношениях.

    Судьба Плешакова и удивительна, и очень показательна. Мальчишка из крестьянской семьи в Тамбовской области с блеском поступил в Московский институт инженеров связи. Самородок? Безусловно. Но огромный талант от природы помножился на огромную работоспособность, огромное желание учиться всему и всегда. Он прошел путь от инженера до директора Центрального научно-исследовательского института, а затем - министра. Прошагал все ступеньки военной и промышленной лестницы, прошел лаборатории, заводы, полигоны...

    Его не пугали ни производственные трудности, ни сложности стоящих задач и проблем. Об этом говорят все, кто с ним работал. Возглавляемый им институт стал флагманом создания спутников космической разведки. Именно они, в частности, позволяли обнаруживать подводные лодки других государств на всем пространстве Мирового океана. Благодаря Плешакову наша страна получила уникальную аппаратуру для агентурной разведки, не имевшие себе равных авиационные радиолокационные станции...

    Его неуемная энергия била через край. В сочетании со способностью логически и многогранно мыслить, она рождала неиссякаемый поток научных, технических и организационных идей. Тогда еще не было термина "мозговая атака". Но каждое совещание, которое проводил Плешаков, было именно таким.

    Маленький штрих: будучи директором института, всех молодых специалистов он всегда принимал лично. Память у него была феноменальная. Потом, когда встречал этих ребят уже в подразделениях, всегда обращался к ним по имени-отчеству, интересовался успехами. Это не могло не вдохновлять. Многие из нынешних начальников и ведущих специалистов в радиопроме с гордостью говорят: "Меня принимал на работу сам Плешаков!".

    Прямая речь

    Татьяна Анодина, доктор технических наук, профессор, академик, председатель МАК - супруга П.С. Плешакова:

    - Я безмерно благодарна жизни и судьбе, что встретила на своем пути такую личность - человека, который был для меня больше, чем просто муж. С ним было сложно, но очень интересно. Мы всегда жили и все делали взахлеб: работали, учились друг у друга, хотя я всегда была его учеником, любили жизнь во всех ее проявлениях. Для меня он был энциклопедией жизни, вечным источником и родником, от которого невозможно было оторваться. Он был безудержен во всем: в работе, любви, своих увлечениях живописью, музыкой, спортом. Был очень азартен, особенно при игре в теннис, волейбол, хоккей, бильярд. Очень не любил проигрывать, поэтому всё старался доводить до совершенства. Это сказывалось и на работе, которая, конечно, составляла главную часть его жизни. Он был чрезвычайно требователен - в первую очередь к себе, но и к окружающим. Иногда до жесткости, но всегда был справедлив и не унижал достоинства людей. Отстаивал свое мнение, позицию не только аргументированно, но и очень принципиально, на любом уровне. При этом никогда не беспокоился о возможных последствиях для его карьеры. Пока не добивался решения и не получал требуемый результат, не успокаивался и не отступал, борясь до конца с присущими ему удивительными бойцовскими качествами.

    Поделиться