Понятно, почему у раскрученных и уважаемых благотворительных организаций появляются тезки-двойники. Люди смотрят телепередачи о работе таких фондов, видят ребятишек, которых благодаря общей помощи удалось вернуть к жизни. И с полным доверием отправляют деньги фирмам-клонам.
В Верховный суд пошел столичный фонд помощи детям с онкологией и прочими тяжелыми недугами "Подари жизнь". Напомним, его учредили в Москве актрисы Чулпан Хаматова и Дина Корзун. За годы работы эта благотворительная организация спасла жизни сотен детей, чьи родители не смогли бы сами собрать деньги на дорогие операции.
Московский фонд просил отменить решения судов Красноярского края. Там существование своего местного фонда с таким же названием признали законным. Итог - решение Красноярского краевого суда отменено, иск фонда "Подари жизнь" о защите наименования рассмотрят по новой.
Судебные муки о названии "Подари жизнь" начались еще в 2015 году, когда фонд Хаматовой и Корзун выступил с официальным заявлением. Учредители заявили, что любое появление "клонов" должно вызвать у граждан подозрение.
Выступил фонд не случайно. Вот строчки из его заявления:
"В конце 2015 года нам стало известно о существовании в Красноярске фонда-клона с аналогичным названием - "Подари жизнь". Учредители этой организации представляются сотрудниками филиала нашего фонда и собирают у граждан деньги на лечение больных детей. Отчетов, свидетельствующих, что деньги людей пошли на благотворительность, нет".
Но местные суды решили, что право на защиту имени есть только у коммерческих структур. То же самое заявило в своем отзыве и управление министерства юстиции Красноярского края. Минюст края здесь не случайно - он регистрировал "двойника".
На заседании Верховного суда представитель московского фонда "Подари жизнь" сказал, что законодательство не предусматривает последствий нарушения права на наименование некоммерческих организаций, но есть статья 23.1 закона о "Некоммерческих организациях". Эта статья предусматривает отказ в регистрации двух юридических с лиц с одинаковым названием.
В Москве уверены, что учредители красноярского фонда выбрали такое же название, как и у одной из самых известных в России благотворительных организаций, совсем не случайно.
Кстати, на заседании Верховного суда была озвучена весьма любопытная информация об одной из учредительниц красноярского фонда, той самой дамы, которая уже упоминалась в заявлении столичного фонда. Представитель истца зачитал на заседании отрывки из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела о мошенничестве.
Красноярская дама-учредительница брала кредиты на покупку бытовой техники для личных целей на один миллион рублей и вовлекла свою знакомую в долговые отношения.
Надо сказать, что сейчас красноярская организация сменила название на "Подари жизнь 24". Но московский фонд эта маленькая смена не устроила. Зато красноярскому фонду подобное изменение в названии кажется вполне приемлемым. И там отказались даже говорить о смене имени. В красноярской организации вообще уверены, что действуют законно.
Теперь известный фонд помощи тяжело больным детям тратит время и деньги на такие суды. Но понять благотворителей можно. Молчать и не замечать появления клонов - это путать людей и ставить под угрозу важное дело - реальную помощь больным детям.