"Как вариант выхода из ситуации - нужна проработка закона о частных кладбищах", - заявил депутат. Это позволит не только решить земельный вопрос, но и создать конкуренцию, которая неминуемо приведет к снижению цен на рынке ритуальных услуг.
В Подмосковье сегодня насчитывается 1615 погостов. 84 закрыты совсем, 439 не предоставляют места для новых захоронений, остальные считаются действующими. В министерстве потребительского рынка и услуг региона "РГ" подтвердили: дефицит земли есть и в ближайшие годы, с учетом темпов роста населения в области, он превысит 900 гектаров. "И дело здесь не только в жестких требованиях, затрудняющих поиск участков под новые кладбища, но и в негативном отношении жителей любого муниципалитета к появлению по соседству таких объектов", - подчеркнули в пресс-службе ведомства. Действительно, участок с санитарно-защитной зоной, расположенный не ближе 300 метров от жилой и промышленной застройки, не стоящий на землях лесного фонда или вблизи водных объектов пусть не в каждом подмосковном муниципалитете, но еще можно найти. А что делать с нежеланием жителей иметь даже дальнее, не в поле зрения, соседство с кладбищем?
В министерстве отмечают, что там, где это возможно, ведется постоянная работа по расширению действующих кладбищ, но о возможности создания частных погостов отзываются с осторожностью - "эта инициатива требует детального рассмотрения и высокой степени правовой проработки". Надо сказать, что активное обсуждение этой темы в нашем обществе уже началось, и далеко не все эксперты видят в частных кладбищах благо.
"Оттого что у погоста поменяется собственник, земли на нем больше не станет. И несколько частных компаний, работающих на одном рынке ритуальных услуг, - еще не гарантия снижения цен. Сейчас, например, все кладбища на территории муниципалитета обслуживает один "Ритуал". У него комплект техники, которая ездит между несколькими местами захоронения и чистит снег. А теперь представьте, что пространство поделено между несколькими частными компаниями. Каждому нужно купить свой комплект техники. В рамках одного кладбища она будет большую часть времени простаивать. А затраты на ее приобретение лягут на потребителя", - уверен представитель профсоюза работников ритуальных служб Антон Авдеев.
Кладбищенская земля, считает эксперт, должна все-таки находиться в единой системе управления. "А вот разные "бантики" - ведущие церемоний, венки, катафалк - это уже из серии "разрешите предложить вам лучшие услуги", и заниматься ими могут и частники, что, они, собственно, и делают", - говорит Авдеев. А вопрос с дефицитом земли легко решается и в границах действующих погостов. На любом кладбище имеются 20, а то и больше процентов заброшенных могил. Им можно было бы назначить нового ответственного с правом захоронения. То есть человек приводит в порядок чью-то заброшенную могилу, а взамен получает возможность хоронить рядом своих родственников. "Этот инструмент позволит никогда не расширять кладбищ", - отмечает эксперт.