Лавров: Лестно, что Москву представляют способной вершить судьбы мира

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров прочитал в Берлине лекцию и ответил на вопросы европейских политологов и журналистов, собравшихся послушать главу российского внешнеполитического ведомства в отеле Adlon рядом с Бранденбургскими воротами.

Пока на улице у Бранденбургских ворот шла демонстрация с флагами РФ, Новороссии и Сирии, Лавров выступал перед полным залом, рассказывая о том, чего хочет Россия и почему ее не надо бояться.

Лавров начал с того, что напомнил о многолетних усилиях Москвы по выстраиванию добрососедских отношений с Евросоюзом.

"До сих пор приходится слышать, что Москва виновата в нынешнем напряженном положении в мире, - сказал министр. - Хотел бы напомнить, что мы всегда стремились к мирным отношениям и сбалансированным компромиссам. Мы вывели войска из Европы и стран Балтии, создавали энергоальянсы и экономические союзы, вносили конкретные предложения, чтобы сделать наше сотрудничество подлинно стратегическим".

Но, напомнил Лавров, "США и их союзники решили провозгласить победителями в холодной войне только себя. Прямым следствием такой близорукой политики стало ухудшение ситуации на Украине. Тем временем в мире возрождались старые и возникали новые проблемы, что подстегивает экстремистские настроения. А грубое вторжение в дела Ближнего Востока спровоцировало рост насилия и появления большого числа террористов".

Нынешнее выступление Лаврова, судя по напряженному вниманию слушателей, для многих стало если не откровением, то чем-то близким к этому.

"Введение санкций - прерогатива СБ ООН. Мы не будем ввязываться в переговоры о снятии санкций", - считает Лавров.

"Расплачиваться за снятие санкций во многом приходится ослаблением связей с Россией европейцам. Держать зло - не в русском характере, но страховочную сетку мы сохраним", - заявил глава российского внешнеполитического ведомства, поясняя отношение Москвы к введенным Западом ограничениям.

При этом, по словам министра, Россия очень хочет видеть видеть ЕС "крепким игроком, способным определять свои интересы на основе баланса интересов всех своих членов. И чтобы общие интересы не приносились в жертву немногочисленной, но агрессивной группе русофобов". Потенциал мирного и созидательного сотрудничества Европы и России огромен, главное - его правильно организовать, отметил он.

"Будем и дальше выстраивать добрососедские отношения с Евросоюзом, - резюмировал Лавров. - Но приверженность той или иной страны к тому или иному принципу надо проверять практическими шагами".

На вопрос, как министр видит перспективы выстраивания отношений с ЕС до 2020 года, Лавров ответил, что должен быть "баланс интересов как способ договариваться, "не наускивание" наших общих соседей.

Разумеется, не обошлось без вопроса о предполагаемом вмешательстве Москвы в избирательные кампании в разных странах. Этот вопрос вообще преследовал Лаврова во время его нынешнего турне по ЕС. О том же его спрашивали в Вене и в Брюсселе, и Берлин не стал исключением.

"Не попытается ли Россия вмешаться в выборы в Германии, например в выборы в Бундестаг, которые намечены на сентябрь?", - поинтересовалась ведущая.

Лавров тяжело вздохнул, но уклоняться от ответа не счел нужным.

"Лестно, что Москву представляют способной вершить судьбы мира. Но если бы мы были такими мощными, то не было бы ни украинского кризиса, ни многих других. Но вопрос - откуда берется такое мнение? Мой ответ - нет, разумеется", - сказал российский министр.

"Интерес к России в Европе огромный, - рассказал "РГ" политолог Федор Лукьянов. - Нельзя сказать, что он позитивный, скорее - настороженный. Но за ним стоит желание понять замыслы Москвы, ее "тайные умыслы". Это неудивительно - в европейской политике роль России действительно очень важна, особенно на фоне обалдения, другое слово трудно подобрать, от нынешнего курса Вашингтона, который, как считают многие европейцы, отставил в сторону многие прежние принципы и устремления".

Выступление было организовано германским Фондом им. Кербера, поддерживающим проекты в области международной политики, образования, науки, культуры и общества как внутри Германии, так и за ее пределами.