Мария Городова: Оскорбляя кого-то, мы оскверняем себя

"Мария, мне всегда казалось, что меня оставили жить по недосмотру, в роддоме, где я появилась на свет сорок пять лет назад, меня на третий день заразили стафилококком, у мамы пошел гнойный мастит, и это было только начало..." (далее следует перечисление бед, постигших автора за сорок с лишним лет, - 3,5 страницы, исписанные мелким, убористым почерком).Алла Н.

Алла, и вам день добрый! Алла, насколько я понимаю, гнойный мастит и стафилококк давно в прошлом, и у вас, так же как у вашей мамы, полным ходом идет другая жизнь. А жизнь всегда охотно и в изобилии готова предложить разнообразнейшие поводы клясть судьбу или как минимум на что-то пообижаться. Арабские шейхи, например, затаили обиду на людскую природу - уж больно люди алчны: стоит им, шейхам, только начать внедряться в новый бизнес, как потенциальные партнеры мгновенно взвинчивают цены - мол, у шейхов денег куры не клюют, пусть раскошеливаются. А вот одна из самых успешных деятельниц шоу-бизнеса, поп-дива Дженнифер Лопес, обижается уже на природу-мать - за то, что та сотворила ее "несколько коренастой". Хотя бывает и по-другому: легендарный Ник Вуйчич, от рождения лишенный рук и ног, рассказывает, что радовался до слез, когда сумел прокатиться на подаренном скейте. Интересно, кто из перечисленных счастливей?

Качество, позволившее Нику Вуйчичу не просто выжить, но и возрасти над своей бедой, называется кротостью. Алла, вам не кажется странным, что как само это состояние души, так даже и слово, его обозначающее, сегодня почти забыты? Самое время исправить несправедливость. Потому что кротость есть не просто добродетель, противоположная обидчивости, это свойство души, позволяющее нам раз и навсегда решить проблему обид, качество Божественное - кротким был Спаситель, ну а в человеке кротость свидетельствует о его величайшей силе.

То есть кротость - вовсе не бесхарактерность, безответность, безропотность и уступчивость, как ее трактует один из современных словарей синонимов, это не качество со знаком минус, обозначающее нехватку твердости характера, в конце концов, индивидуальности, наоборот, кротость - это божественный признак недюжинной духовной мощи человека. Божественный, потому что, повторюсь, кротким был Иисус Христос, но одновременно Евангелие рассказывает, как Сын Божий бичом из веревок изгонял торгующих из храма, опрокидывая столы меновщиков и рассыпая деньги.

О том, чем отличается кротость от непротивления злу и где пролегает граница, за которой потворствовать злодейству категорически нельзя, мы обязательно поговорим. Но сначала про то, как не попасть в ловушку саморазрушения.

Оскорбляя кого-то, мы оскверняем в первую очередь себя

В истории с обидой всегда две стороны - обидчик и обиженный. Про обижающего святые говорили, что, оскорбляя и уязвляя кого-то, он оскверняет в первую очередь себя, "укладываясь на ложе с дьяволом". Причем последняя фраза отнюдь не метафора. Какие обиды становятся для обидчика смертным грехом, что за губительные механизмы включаются в нас, когда мы нарочно или непреднамеренно обижаем кого-то, эти темы заслуживают отдельного разговора. Сейчас речь про того, кто позволил себе обидеться. Именно позволил себе. Потому что, как утверждают святые, "обида состоится, или не состоится, не по желанию наносящих ее, но по расположению тех, которые терпят обиду", и даже жестче: "обиды и унижения ... происходят не от злобы обижающих, но от слабости обижаемых" (святитель Иоанн Златоуст). Кстати то, что святые уделяли этой жгучей проблеме такое внимание, свидетельствует о том, что она была им хорошо знакома.

Итак, в вас летит уязвляющая стрела потенциальной обиды. Неважно, выпущена она обидчиком намеренно или все происходит неосознанно - к примеру, человек высокомерен и исходно презирает вас, не желая замечать в вас личность. Святые, внимательно отслеживающие как все движения своей души, так и те битвы, которые ведутся вокруг душ человеческих, призывают в первую очередь осознать, чьи на самом деле эти стрелы и какие задачи преследует фактический стрелок.

И тут, Алла, стоит вспомнить, что богословие рассматривает человека как сосуд, в котором могут жить и действовать две духовные силы - или Дух Божий, Божья благодать, или сила, Богу антагонистичная. Причем важно, что человек сам, добровольно впускает или не впускает в себя эти духовные сущности. Когда мы делаем добро, когда каемся в содеянных ошибках, когда сострадаем чужой беде, когда нами движет любовь - мы соработники Бога, в нас живет и действует Его дух. Когда мы отдаем свое сердце злобе, ненависти, зависти, корысти, чувству превосходства, да даже когда мы банально неблагодарны, мы становимся компаньонами дьявола. Или нет, точнее сказать, мы уже его марионетки. Потому что только Господь дает человеку свободу и право выбора, причем эта свобода простирается вплоть до возможности нам, Божьим творениям, отвергать своего Творца. В то время как наш даже самый мимолетный флирт с врагом рода человеческого неизбежно приводит к мучительному рабству и от этой кабалы без Божьей помощи не избавиться.

Но я, Алла, извините, отвлеклась. Вернемся к фразе святителя Иоанна Златоуста о том, что, обижая кого-то, мы добровольно укладываемся на ложе дьявола. Не просто отдаем свое сердце, свою душу, а отдаемся всецело, то есть речь идет об абсолютной полноте самоотдачи. Наверное, многие замечали, как во время приступов гневной ненависти люди, привыкшие злобиться и оскорблять, меняются даже физически. Святые пишут, что во время таких актов остервенения человек одержим лютым зверем ярости и неистовым демоном гнева. "Когда кто-нибудь обидит тебя, ты смотри не на него, но на дьявола, который побуждает его к тому; на этого врага изливай весь свой ответный гнев, а о человеке, обидевшем тебя, жалей, так как он находится под влиянием духа тьмы" (свт. Иоанн Златоуст).

Что ж, с верховным снайпером, посылающим в нас ядовитые стрелы, разобрались, но зачем он открывает огонь? Вражда - вот цель врага рода человеческого, ведь в этом побоище гибнут не только тела - души. Поэтому, понимая истинную природу возникновения обид, зная, кто является зачинщиком и режиссером гибельных боев, святые предлагают ставить обиде заслоны на самых дальних подступах - то есть когда уязвляющая стрела еще только летит к вам. Это возможно? Да, надо научиться "закрывать себя светлым щитом, не обращая на обиды внимания. А что еще выше, противопоставить обиде любовь, кротость, великодушие" (архиепископ Иоанн Шаховской). Большей части людей эти качества нужно в себе воспитывать, кому-то они даны как Божий дар, от рождения, помните, как писал Достоевский об Алеше Карамазове: "Обиды никогда не помнил. Случалось, что через час после обиды он отвечал обидчику или сам с ним заговаривал с таким доверчивым и ясным видом, как будто ничего и не было между ними вовсе. И не то чтоб он при этом имел вид, что случайно забыл или намеренно простил обиду, а просто не считал ее за обиду, и это решительно пленяло и покоряло".

Как воспитать в себе такое? Что делать, если уже ранило? А если обидчик твое прощение принимает за слабость? Если он бьет и бьет, и тебя начинает захлестывать чувство несправедливости, и куда-то уносит мутная волна злости с жаждой отмщения?

Продолжение следует

Молитва

При непрощении обид и памятовании злого

Спасителю мой, научи меня простить от всей души всех, кто чем-либо меня обидел. Я знаю, что не могу предстать пред Тобой с чувствами вражды, которые таятся в моей душе. Очерствело мое сердце! Нет во мне любви! Помоги мне, Господи! Молю Тебя, научи меня простить обидящих меня, как Сам Ты, Бог мой, на Кресте простил врагов Твоих!