Аки пчела
Для Олега Батия, как и для других его коллег по цеху, лето наступает с началом цветения в горах душицы, шалфея и еще сотни других трав, с которых летающие полосатые труженицы бережно собирают нектар и заполняют им соты в ульях. Те, кто вырос и жил в Киргизии, знают, что горный мед собирается с лекарственных трав и цветов более чем 180 наименований.
Еще до приезда на пасеку, расположенную неподалеку от ущелья Ала-Арча, Олег предупредил: медом угостим и с собой дадим, но к ульям не подходить. Пчелы не переносят запаха чужих и могут покусать.
- Хоть и говорят, что укусы пчел полезны, но они болезненны и неприятны, - рассказывает Олег. - Между прочим, в старину говорили: если пчела ужалила, значит, на человеке грех есть. Защищая улей от чужаков, насекомые могут стать очень агрессивными, и тогда спасет только бегство. Ну, а кто не успеет, тому будет наука. Даже на один укус пчелы у человека может развиться аллергия, и понадобится экстренная медицинская помощь, которую в горах получить проблематично.
После длительного подъема по петлям горной дороги мы, наконец, на месте. За зелеными склонами возвышаются снежные вершины, аромат трав и цветов дурманит голову сильнее, чем вино. Отступают куда-то далеко мысли о неоплаченных счетах, недоделанном ремонте и даже о том, что возвращения в сорокоградусную жару каменных джунглей не миновать.
- Кстати, вы знаете, что сбор пчелами нектара называют божьим промыслом? - продолжил Олег. - Для того, чтобы натаскать в улей килограмм нектара, пчелка совершает минимум до 25 тысяч вылетов. Для этого требуется 19 дней. Тогда как одна рабочая особь в среднем живет около 30 дней. Насекомые очень чувствительны, не любят плохого настроения, а уж если накануне, например, пива выпьешь или чего покрепче, то сутки можно к ульям не подходить, - злятся. Может, поэтому истинные пчеловоды, как правило, трезвенники?
В специальных деревянных ушатах возле ульев стоит вода. Ее меняют каждый день. Причем, чтобы пополнить запасы, Олегу приходится подниматься в гору, где берет начало горная река. Но эти труды не напрасны. Пчеловод открывает улей, аккуратно извлекает соты и помещает их в специальный аппарат, чем-то напоминающий центрифугу. Через какое-то время жидкость янтарного цвета собирается в специальных сосудах. Теперь потребуется несколько дней, чтобы из вязкой массы выпарилась лишняя влага, и продукт готов к употреблению.
Впереди планеты всей
2017-й год для киргизстанских производителей меда особенный. Им предстоит отстаивать звание "Лучший мед в мире", которое они уже дважды завоевывали на международном конгрессе по пчеловодству "Апимондиа". В 2013 году он проходил в Киеве, а в 2015-м - в Тэджоне (Южная Корея). Киргизию представляли всего три участника, но мед из республики оставил позади продукцию, привезенную другими пчеловодами из 146 стран.
Осенью текущего года конгресс пройдет в Турции. На него отправятся уже пять лучших киргизстанских пчеловодов. Кто конкретно, пока, впрочем, неясно. Это покажут итоги медосбора. Прежде чем отобрать продукт для престижного мероприятия, необходимо провести анализы, в том числе и на химический состав, и, конечно же, дегустацию.
- В Киргизии наиболее распространены несколько видов меда: эспарцетовый, долинный и горный, - рассказал корреспонденту "РГ" пчеловод со стажем Виктор Вьюгин. - Но главное, наш продукт обладает целебными свойствами. Он лечит сердечно-сосудистые заболевания, болезни почек и печени, полезен для беременных и укрепляет иммунитет. Мед из Киргизии всегда славился своими вкусовыми и лечебными свойствами. В советский период я отправлял его в Москву, но потом связи распались, да и на месте стали покупать активнее. А на старости лет решил проложить своему меду путь на международный рынок. Почему бы хорошим продуктом не поделиться?..
Коллеги Вьюгина - Владимир и Ульяна Костыренко - успешно осваивают новые способы производства меда. По словам Владимира, есть научное подтверждение тому, что мед уничтожает вредные микроорганизмы в десятки раз эффективнее, чем самый сильный антибиотик. Главное, чтобы продукт был натуральный, без посторонних примесей.
Изучив полезные свойства пчелиного воска, пчеловоды Киргизии уже давно приспособились изготавливать из натурального продукта, кроме лекарственных препаратов, еще и различную побочную продукцию, которая пользуется спросом как у туристов, так и у местного населения. Например, свечи разнообразных форм, в которые нередко вставляют веточку арчи. Когда в доме горит такая свеча, то в воздухе уничтожаются все микробы.
Несмотря на перспективы пчеловодства в республике, свои навыки профессионалы чаще всего передают "по наследству". Другой подготовки нет, как нет и современной литературы, посвященной сбору меда. Хотя во времена СССР пчеловодов готовили в Орто-Алышском училище, в селе Байтик под Бишкеком, а в Оше, Джалал-Абаде и Караколе действовали курсы.
- Ульи остались от деда, - рассказывает молодой пчеловод Вячеслав Левин. - Он когда-то даже учил меня медосбору. Потом дед умер, а мне продолжать его дело было недосуг. Ульи долго стояли пустыми, как вдруг в прошлом году в одном из них поселилась пчелиная семья. Поднял старые дедовские записи, кое-что нашел в Интернете, поучился у более опытных коллег. Пока что занимаюсь разведением пчел только для себя, но в будущем панирую наладить бизнес по продаже пыльцы, сот, прополиса, маточного молочка.
Пока без перспектив
Уже много лет пчеловоды Киргизии добиваются принятия специального закона, который бы способствовал развитию отрасли. О необходимости создания правовой базы заявляли и в минсельхозе еще четыре года назад. Народных избранников КР пытались убедить, что проверка продукции пчеловодства на качество и применение к ней государственных стандартов позволит дифференцировать цены и будет способствовать не только улучшению качественных показателей, но и успешному продвижению на международном рынке. Но воз и ныне там...
Между тем, по расчетам специалистов аграрного ведомства, пчеловоды республики могут ежегодно производить до 10 тысяч тонн меда, около 100 тонн воска, более 600 тонн пыльцы, тонну прополиса, до 150 килограммов молочка, 30 - 40 килограммов пчелиного яда. Такой объем продукции, по самым скромным подсчетам, оценивается в сумму около 600 - 800 миллионов сомов.
- Существует много способов распознать качество меда, - утверждает глава республиканского общества пчеловодов Сергей Тихонов. - При выборе продукта обратите внимание на цвет и состояние. Свежий мед всегда жидкий, но такой продукт можно увидеть в продаже только летом. Он прозрачный и не имеет осадка. К осени практически все сорта густеют и кристаллизуются. Неизменным остается только чистый мед из акации или каштана, который может сохранять жидкое состояние даже зимой. Так же ведет себя и майский мед. Остальные просто разогрели. При проверке меда консистенция сладкой массы тоже имеет значение. У натурального зрелого и свежего вещества она вязкая, тягучая. Если опустить в баночку ложку и поднять ее вверх, жидкость будет стекать назад однородной непрерывной струйкой.
Справка "РГ"
Впервые медоносные пчелы были завезены в Пржевальский уезд русскими переселенцами в 70-х годах XIX века. На юге Киргизии пчеловодством стали заниматься только в начале ХХ века.
Все советские колхозы, совхозы, лесхозы и многие другие предприятия практиковали пчеловодство, а в 1976 году для того, чтобы управлять развитием отрасли, было образовано республиканское производственное объединение "Киргизпчелопром". К началу перестройки, объявленной в СССР Михаилом Горбачевым, в республике насчитывалось почти 500 тысяч пчелосемей, а объем производимого меда ежегодно достигал 12 тысяч тонн. Киргизская ССР продавала более 4,1 тысячи тонн меда в год.