Антонина Владимировна, вы занимаетесь не просто проблемами причин болезней сердца, а прицельно уделяете внимание тому, как лишний вес способствует их развитию. Утверждаете, что это особенно опасно, когда речь о беременных, что это отправная точка рождения детей с повышенным риском развития ранних сердечных недугов.
Антонина Стародубова: Утверждаю. Вот данные статистики. За последние годы большинство пациентов, которые обращаются к врачам с жалобами на боли в сердце, одышку, аритмию, повышенное артериальное давление, повышение сахара в крови - это люди с избыточной массой тела или с ожирением. Особенно тревожно, что все больше упитанных детей.
Чем уже талия, тем дольше жизнь? А что делать-то? Вести здоровый образ жизни? Так это же все декларации...
Антонина Стародубова: Можно считать и так. Однако если мы не научимся с раннего детства, а точнее, с пеленок, им следовать, то не просто будем меньше жить, но и качество жизни не улучшится. Особенно это касается детского ожирения. Эта актуальнейшая проблема. И не только потому, что все чаще отдается предпочтение различным продвинутым смесям для младенцев. Даже если мама кормит ребенка грудью, то все равно почти никогда не отказывается от дополнительного питания. Те же кашки и всевозможные пюре принято досаливать, добавлять в них сахар. И уж как не порадовать ребенка шоколадкой, мороженым, вкусным сиропом и так далее. Между тем делать этого нельзя ни в коем случае! У меня вызывает невольный протест бесконечная реклама всевозможных сладостей якобы специально для детей. Так и хочется сказать: остановитесь! Не нужны малышу эти продукты!
А как насчет того, что тот же сахар улучшает память, концентрацию внимания?
Антонина Стародубова: Это действительно так. Но это вовсе не значит, что малышу надо давать конфеты и пирожные, соки и сладкие газированные напитки, добавлять в чашку чая или какао 4-5 кусков сахара. Необходимое ребенку количество сахара находится в обычных продуктах детского меню. А привычка к сладкому нередко приводит смолоду не только к избыточному весу, но и к нарушению обмена, а значит, развитию сахарного диабета и болезням сердца, почек, нарушает деятельность эндокринных желез. Упитанный ребенок - не здоровый ребенок! Но мне бы не хотелось, чтобы родители и сами дети впали в иную крайность. Да, переедание опасно. Но не менее опасно недоедание. Растущий организм требует сбалансированного питания, которое поставляет ему все необходимые ингредиенты для роста и развития.
Почему вы упорно рекомендуете обязательно проверять уровень холестерина крови у детей независимо от их веса?
Антонина Стародубова: Дело в том, что уровень холестерина может быть повышен и у детей с нормальным весом. Это, например, потому, что повышенным уровнем холестерина страдают родители ребенка. Повышенный уровень холестерина приводит к раннему развитию атеросклероза, появлению инфаркта и инсульта. Словосочетание "холестериновые бляшки" должно настораживать и взрослых, и детей.
Кто, где должен выявлять у ребенка наличие этих самых бляшек?
Антонина Стародубова: В идеале этими проблемами должен заниматься педиатр. Прежде всего он должен досконально опросить родителей, узнать, кто в роду страдал гипертонией, перенес ранний инсульт или инфаркт, у кого был повышен уровень холестерина.
Узнал. Что дальше? Честно говоря, не уверена, что педиатры такой анамнез собирают. Но будем оптимистами, собрали. Что дальше?
Антонина Стародубова: При отягощенном семейном анамнезе необходимо обследовать самого ребенка - не только общее его состояние, но и обязательно измерить уровень холестерина. И если он окажется повышенным, то ребенок обязательно должен наблюдаться детским липидологом.
Вы уверены, что есть детские липидологи? У нас и обычных педиатров катастрофически не хватает.
Антонина Стародубова: Во всем мире такими детьми занимаются именно детские липидологи в специализированных липидных клиниках. В России таких клиник пока нет. Эти дети наблюдаются в нашем Институте питания, мы готовимся создать специализированную липидную клинику для детей.
Одна клиника на огромную Россию? Она погоды не сделает... Может, ко двору в данном случае придется телемедицина. И специалисты вашего центра, других ведущих учреждений, кардиологи в регионах направят свои усилия на то, чтобы хотя бы дистанционно обучить врачей работать с такими детьми.
Антонина Стародубова: Конечно, первым делом - обучить специалистов, и тогда можно будет говорить о скрининге липидных нарушений, а в конечном итоге о системе наблюдения за такими детьми.
Но все усилия могут оказаться тщетными, если дети, да и взрослые по-прежнему будут сидеть у компьютеров, мало двигаться, не лишать себя удовольствия что-то постоянно жевать во время общения с планшетником.
Антонина Стародубова: Никакая телемедицина, никакие новейшие технологии не заменят здорового образа жизни. Тот же пятилетний ребенок обязательно должен двигаться не менее 60 минут в день. Непоседы живут дольше и болеют меньше.
Липидные нарушения, липидный обмен. Что это такое?
Антонина Стародубова: Слово "липид" - перевод с греческого. Означает жир. Но жиры не всякие вредны. Бывают и полезные. Одни жиры ведут к развитию атеросклероза и, значит, относятся к категории вредных. Это жиры животного происхождения. Они содержатся в колбасах, сосисках, жирных молочных продуктах, сыре, жирном мясе, сале, жаренных на сливочном масле продуктах. Хорошие жиры - растительного происхождения. Они в любом растительном масле - оливковом, подсолнечном, кукурузном, рапсовом.
И сам холестерин бывает хороший и вредный.
Антонина Стародубова: Хороший способствует выведению вредных жиров из организма. Плохой - накоплению жира в организме.
Как различить? Обычно, когда делают анализ на холестерин, не говорят: хороший найден или плохой. Просто озвучивается цифра содержания холестерина. И если эта цифра больше пяти, то это считается дурным знаком. Но может, из этих пяти три холестерина хороших и только два плохих. Как об этом узнать?
Антонина Стародубова: Общего показателя недостаточно. Врач должен назначить развернутый анализ.
Назначает? Что-то я таких случаев не знаю.
Антонина Стародубова: К сожалению, такой анализ крайне редко назначается в ходе обследования взрослых. И никогда не проводится у детей. Хотя совершенно очевидно, что он необходим. Только так можно выявить детей с повышенным риском ранних сердечно-сосудистых катастроф и правильно вести их. Не менее важно обследовать и взрослых. Тем более что сейчас в мире немало эффективных лекарств, с помощью которых можно гармонизировать липидный обмен.
А разговоры о том, что создана вакцина для борьбы с повышенным вредным холестерином?
Антонина Стародубова: Пока идут ее испытания. Будем надеяться, что со временем она появится и будет использоваться в практике.
Антонина Владимировна Стародубова родилась в Нижнем Тагиле в семье медиков. В 1999 году окончила лечебный факультет Второго Московского медицинского института имени Н. И. Пирогова. Кандидатская и докторская диссертации посвящены ожирению и факторам риска сердечно-сосудистых заболеваний. С 2015 года - сотрудник ФГБУН "ФИЦ питания и биотехнологии". Муж - Сергей Владимирович, выпускник Бауманского института. Антонина Владимировна - мама двух сыновей и дочери. Антонина Владимировна - эксперт ВОЗ по профилактике неинфекционных заболеваний. Главный внештатный специалист диетолог Департамента здравоохранения Москвы.