13.07.2017 10:22
    Поделиться

    Владимирский художник подготовил выставку к столетию революции

    Владимирский художник к столетию революции готовит выставку плаката
    До последнего времени художник Михаил Белан был известен владимирцам как мастер карикатуры, юмористического рисунка, книжной графики и автор более тридцати уникальных паспортов местных газет. А недавно он показал несколько старых альбомов. И неожиданно с их страниц глянули пожелтевшие газетные плакаты...

    Зеркало времени

    "В советские времена идеологическая составляющая воспитания молодого поколения была настолько мощной, а пропаганда идей социализма и коммунизма, советского строя как самого передового присутствовала везде, и в первую очередь в печатных изданиях. Коснулось это и меня. Да и сам я, работая в газете, считал себя бойцом идеологического фронта. Такое уж было время", - откровенно написал Михаил Белан в одном из последних своих каталогов к выставке, не отрекаясь ни от времени, ни от себя.

    Удивительно, но плакаты, созданные Беланом более тридцати лет назад, актуальны и сейчас. Вот Пиночет изображен в кресле, у которого вместо боковин топоры. А вот воздушный шар с надписью: "Военный бюджет". Чтобы он поднялся, необходимо сбросить балласт. И летит вниз медицина, просвещение и социальная помощь. А вот "королевство кривых зеркал": советские голуби с ветвью мира, превращающиеся в американской прессе в коршунов с атомными бомбами.

    - Я считаю, что в плакате мысль первична, а художественное исполнение вторично. Законы плаката: ничего лишнего, каждый элемент должен подтвердить идею плаката, - поясняет Михаил Белан.

    В те годы свое мастерство художники оттачивали в домах творчества. В 1983 году в группе "Сатира в борьбе за мир" Белан побывал в доме творчества художников "Челюскинский" под Москвой. Там у молодого художника была уникальная возможность наблюдать за работой мастеров Бориса Ефимова, Андрея Крылова, сына Порфирия Крылова, входящего в тройку Кукрыниксов, познакомиться со знаменитым датским художником Херлуфом Бидструпом.

    А по завершении творческих каникул был выпущен красочный альбом "Сатира в борьбе за мир", куда вошли и произведения Белана, прошла большая выставка в залах Академии художеств.

    Законы плаката: ничего лишнего, каждый элемент должен подтвердить общую идею работы

    А в 1987 году Белан - участник такой же творческой встречи художников только в латвийском Дзинтарсе. За два месяца выполнил 15 работ - офортов, эстампов, линогравюр. А его работа "След агрессора" вошла в итоговый альбом.

    Сатира в борьбе за мир

    На этих встречах художник представлял Таджикистан. Белан родился в этой республике, с ней была связана большая часть его жизни. Начал рисовать еще в детском саду. А после окончания школы поступил в Республиканское художественное училище им. Б. Алимова в Душанбе, которое окончил с отличием. Здесь он увлекся плакатом.

    - Почему из всех направлений графики выбрал именно этот? - размышляет Михаил. - Тематика плаката отличается исключительным многообразием, ни одно заметное явление не проходит мимо художника-плакатиста. К тому же в то время плакат был самым массовым и общедоступным видом изобразительного искусства.

    Была и еще одна причина такого предпочтения. В Таджикистане ему повезло встретить Учителя с большой буквы. В 1970 году он познакомился с известным в республике человеком, художником и журналистом Павлом Александровичем Гейвандовым. Он запомнился ученику своей широкой образованностью, интеллигентностью и импозантностью: вместо галстука всегда бабочка, а в руках трость и кейс.

    Сам Павел Александрович был плакатистом, серьезно занимался карикатурой и организовал в Душанбе при журнале "Харпуштак" (ежик. - Прим. "РГ".) студию молодых карикатуристов, аналогов которой не было в Союзе. Эту студию после художественного училища и окончил Михаил Белан, получив диплом художника-карикатуриста.

    Учитель привел молодого художника в редакцию газеты, дал рекомендацию для вступления в Союз художников Таджикистана. В составе небольшого творческого коллектива при художественном фонде он создавал агитплакаты, которые расходились подписчикам по республике.
    Они клеймили расхитителей соцсобственности, взяточников, тунеядцев, высмеивали лодырей, бракоделов, ханжей, остро подмечали остатки феодально-байской психологии, живо откликались на все происходящее в стране.

    В Таджикистане, где отец Белана, уроженец кубанской станицы, и мама-сибирячка обосновались после войны, родились и дети Михаила. Его отец, известный ученый-филолог, заведовал отделом иностранной литературы республиканской библиотеки имени Фердоуси. Мать - ревизор главного банка Таджикистана. Сестра - прима-балерина театра оперы и балета. Жена Ирина - преподаватель университета. Все складывалось удачно.

    Счастливая жизнь, которой, казалось, не будет конца, оборвалась резко. Они в одночасье оказались оторванными от своей прародины границей. Первый звоночек прозвенел, когда был убит Валерий Счастнев, редактор газеты "Комсомолец Таджикистана", где Белан работал ответственным секретарем. Тот обвинил второго секретаря ЦК КП республики в плагиате.

    Затем начиналась гражданская война, люди стали покидать давно обжитые места.

    - Когда уезжали знакомые, мы говорили: зря вы это делаете, - вспоминает Ирина Белан, супруга художника. - В страшном сне не могли подумать, что и нам тоже придется уехать. Решение принималось со слезами на глазах, с болью в сердце, родители долго не соглашались. Все здесь было связано кровеносными сосудами. Но против русских была развязана кампания.

    Вторая жизнь в России

    Михаил отправился на "разведку" в Россию. Туда известный художник, член ЦК комсомола республики, заместитель редактора молодежной газеты ехал с рекомендательным письмом. На работу приглашали издания Москвы и Подмосковья. Но все упиралось в жилье. По пути в Москву решил заехать во Владимир. В это время там открывалась газета областного Совета народных депутатов. Его встретил редактор Виталий Иванович Турков. Сказал, что нужен ответственный секретарь, обрисовал фронт работ, заверил, что вопрос с жильем решится. Семья перебралась во Владимир через год, когда решение с квартирой было принято. И тут неожиданное известие: редактору квартиру дают, а квартирный вопрос ответственного секретаря откладывался на два-три года, до момента пуска второго блока. Тогда редактор принял решение отказаться от получения квартиры в пользу семьи Белан.

    - Конечно, мы были потрясены таким благородством, - рассказывает Ирина Белан.

    Работая в газете, Белан продолжал рисовать политические карикатуры, но темы были уже другими: развал СССР, обвал экономики, приватизация, обнищание народа. А как только наладилась жизнь, вернулся к своему любимому жанру - создал социальную серию из 60 плакатов.

    В 2000-м году во Владимире открылась его первая персональная выставка. Председатель областной организации Союза художников России Владимир Рузин высоко ее оценил: "Работы Белана написаны ясным графическим языком, а его "Памятник культуре" - символическое изображение скрытого в земле Дмитриевского собора, от которого на поверхности остался только крест, как на могиле, - просто маленький шедевр". Стоит подчеркнуть, что эти работы выполнены не на заказ, а по зову души. Наверное, Белан мог бы организовать во Владимире свою студию, как его учитель Павел Гейвандов. Но пока на плакат нет социального запроса.

    Однако план выставки плаката после стольких лет забвения этого жанра, вероятно, родился у него к юбилею революции не случайно. Плакат - это концентрированное выражение времени. И он верит, что этот жанр искусства еще возродится.

    Справка "РГ"

    Работы Михаила Белана были отмечены третьей премией Международной выставки политического плаката "Сатира в борьбе за мир", проходившей в 1983 году в Москве, дипломом международного биеннале сатиры и юмора в Габрове, на Олимпийском фестивале искусств в Великобритании (Манчестер). Несколько его работ было куплено в частную коллекцию королевы Великобритании. Он участвовал в 40 выставках, в том числе три из них - персональные.

    Тем временем

    Старейшая владимирская газета "Призыв" закрывается после столетнего юбилея. Первый выпуск "Призыва" увидел свет 19 мая 1917 года. 26 июля выйдет последний печатный выпуск газеты.

    Поделиться