Переселение из ветхого жилья - один из самых острых вопросов. Орловская область входит в число регионов, которые выполняют данную программу опережающими темпами. Об этом говорят целевые индикаторы. В регионе осталось расселить несколько десятков человек. Однако многие - за ее бортом, и о них в отчетах не говорят.
- Наш дом признали аварийным в 2008 году, а повторно - в 2013-м, - говорит автор видеообращения Игорь Шаламанов. - Недавно мэрия прислала ответ: дом будет расселен в 2022 году. Но мы боимся, что к тому времени рухнет крыша. Перекрытия сгнили, тронешь - и в руке остается труха. Окна на первом этаже забиты досками и фанерой, одна из балок держится на проволоке.
Двухэтажное здание построили в 1939 году и поначалу использовали в качестве казармы. После освобождения Орла от фашистских захватчиков его перевели в разряд жилых. Капитально отремонтировали, изготовили новую документацию. Поэтому он числится построенным в 1947 году. Разница в несколько лет роли не играет, ведь степень износа определяется не годами, а техническим состоянием.
- Фундамент разрушен во многих местах, - поясняет член регионального штаба Общероссийского народного фронта Юрий Власов. - Дом построен из шлакоблока, который практически полностью отработал свой ресурс. Проживание в таком здании ставит под угрозу безопасность жильцов.
Они не молчали и все эти годы обивали пороги. Каждый раз им обещали решить вопрос с расселением, но затем откладывали в "долгий ящик". Этого дома нет в программе переселения из ветхого жилья. В нее включали лишь здания, признанные аварийными до 1 января 2012 года. Но это вовсе не означает, что жильцов можно бросать на произвол судьбы.
Закон дает четкую инструкцию на этот случай - если дом признают аварийным, его вправе тут же считать непригодным для проживания. В том числе по санитарным нормам. Это сфера действия Жилищного кодекса РФ. Он обязывает орган местного самоуправления предоставить жильцам "опасного" дома благоустроенные и пригодные для проживания квартиры в другом месте.
- Данный дом был признан аварийным после 2012 года, поэтому не подпадает под действие областной адресной программы, - подтвердил заместитель председателя правительства Орловской области по социальной политике Андрей Усиков. - Расселению в нем подлежат 27 квартир, на что требуется примерно 40 миллионов рублей.
Денег в казне нет. Но это проблема не жильцов, а чиновников. В мэрии же пошли по простому пути. Издали то самое постановление о расселении в 2022 году. Возможно, дату назначили не случайно. К тому времени истекут полномочия мэра и сити-менеджера. Решать проблему будут другие люди, и кто знает, может, и они отодвинут срок еще лет на пять.
Видеообращение подстегнуло чиновников. В тот же день во дворе прославившегося дома высадился десант сотрудников мэрии. Им показали отваливающуюся на глазах штукатурку, шлакоблок, который с легкостью можно проткнуть пальцем, опломбированные стояки. Трубы оказались настолько забиты за все эти годы, что прочистить их уже невозможно.
Менять коммуникации мастера отказываются, боятся, что провалится пол. Подвала в доме нет, поэтому нельзя утеплить водопровод. Трубы зимой подмерзают, а летом из-за сырости появляется плесень на стенах. Чиновники долго беседовали с жильцами, сетовали на нехватку средств. Но затем - о чудо! - заявили, что их могут расселить уже в этом году.
- Мы активно работаем с двумя застройщиками, - заверил Андрей Усиков. - Недавно развитием участка заинтересовался новый инвестор. С ним ведутся переговоры, прорабатываются экономические аспекты. Но работы по сносу и расселению дома, скорее всего, начнутся уже в этом году.
Речь идет о программе развития застроенных территорий. Участки с ветхими домами отдают под застройку. Инвестор расселяет их за свой счет. Страдальцам пообещали, что в такой проект могут включить и их. Впрочем, они не поверят, пока не увидят все собственными глазами. Их можно понять, ведь даже решение суда мэрия не выполнила.
По словам Игоря Шаламанова, процесс прошел в 2015 году. Иск в защиту прав жильцов подала прокуратура Железнодорожного района. Этому предшествовала проверка. Эксперты дали заключение, согласно которому "проживание в данном доме невозможно в связи с его техническим состоянием". Часть квартир принадлежит муниципалитету и сдается по договорам соцнайма. Именно мэрия отвечает за условия проживания.
- Было проведено обследование дома, и его эксплуатационная готовность была оценена как "недопустимое состояние", - сообщил "РГ" старший помощник прокурора Орловской области Елена Семина. - Это категория технического состояния, характеризующаяся снижением несущей способности, при котором существует опасность для пребывания людей.
В администрацию Орла было внесено представление. Затем был подан иск. Суд удовлетворил требования и обязал мэрию выдать жильцам другие квартиры. При этом отметил, что "предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними".
Определение срока сноса аварийного многоквартирного дома и срока отселения относится к компетенции органа местного самоуправления. На это сослались представители мэрии в судебном заседании и оказались правы. Чиновники, действительно, могут сами устанавливать даты, в том числе исходя из финансирования.
Однако существует статья 57 ЖК РФ, которая их ограничивает. Она гласит: в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном доме создает реальную угрозу для жизни и здоровья, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить жильцам другое благоустроенное жилье во внеочередном порядке. Это и произошло в Орле.
Прошло почти два года, но решение не исполнено. Жильцы не раз писали в правительство области, в министерства, обращались в СМИ. Но их словно не замечали. Конечно, в муниципалитете знали о проблеме. Но, если бы не видеообращение на прямую линию с президентом, сдвинулось бы дело с "мертвой точки"?
Подобное случается не только в Орле. Шевелиться начинают после того, как жалоба поступает в высшую инстанцию. Чиновников можно даже пожалеть - вирусный ролик показали накануне прямой линии, но не во время ее работы. Он не получил широкого резонанса. Мэрия сработала на опережение. Пусть так, главное - чтобы была польза.
Проблема типична, и это пугает. Жители одного дома записали ролик и сумели с помощью интернета привлечь внимание. Им повезло. Но они не единственные, а к другим не отправляют десант чиновников. Да и денег на расселение в бюджете нет. Остается интернет.
Евгений Лыкин, бизнес-омбудсмен, член штаба ОНФ в Орловской области:
- Жильцы должны были получить новое жилье сразу после признания дома аварийным. Однако они до сих пор живут в старых квартирах. Мы взяли ситуацию под общественный контроль и призвали администрацию города ускорить процесс расселения.
Кстати
По данным администрации Орла, в городе в рамках программы развития застроенных территорий удалось расселить жильцов 21 многоэтажного дома. Они были признаны аварийными после 2012 года.