13.07.2017 06:51
    Поделиться

    Готов ли Дальний Восток к переходу на телемедицину

    В Госдуму внесен законопроект, касающийся правовых основ использования информационно-телекоммуникационных технологий в здравоохранении. Юридические новации прежде всего относятся к относительно новому сегменту телемедицины "пациент - врач", который собираются не только легализовать, но и монетизировать. Можно ли с его помощью решить проблему оперативности и доступности медицинской помощи в малонаселенных регионах ДФО? Готовы ли медики зарабатывать консультациями онлайн?

    Пациент - врач

    Телемедицинское взаимодействие на уровне "врач - врач" в России налажено, оно идет между медучреждениями - муниципальными, региональными, федеральными - не один год.

    Между тем некоторые доктора добровольно и, что важно, безвозмездно общаются со страждущими на интернет-форумах, специализированных сайтах, интернет-страничках медучреждений, в видеочатах, по скайпу и, в конце концов, по телефону.

    Специалисты - сторонники широкого внедрения телемедицины считают, что пора перевести подобные взаимоотношения в правовое поле. Пока же с юридической точки зрения общение пациента с доктором посредством современных способов коммуникации - это контакт двух частных лиц.

    - Нынешнее законодательство запрещает оказывать медицинскую услугу удаленно - не то что рецепт выписать, а даже обычный осмотр провести. Хотя прекрасно известно, к чему сводится большинство визитов врачей на дом - к выписыванию больничных листков, - говорит якутский депутат, первый зам­пред комитета по охране здоровья Госдумы РФ Федот Тумусов. - Все есть - не хватает легализации этого процесса, законодательство отстает от жизни. Наш комитет рекомендовал принять поправки в ФЗ-323 в первом чтении, чтобы люди могли получать квалифицированную помощь в первую очередь в регионах, где пациенту трудно доехать к врачу, а доктору - к больному. В буквальном смысле телемедицина - спасение.

    По мнению первого заместителя профильного думского комитета, хабаровчанина Сергея Фургала, телемедицинскую услугу следует приравнять к обычной медицинской, чтобы появилась возможность оплачивать ее из фонда ОМС.

    С кого начнем?

    Информационно-телекоммуникационные технологии сегодня активно продвигают как реальный способ сделать доступной квалифицированную медицинскую помощь для населения удаленных районов.

    - Просторы Дальнего Востока огромны и здесь без телемедицины не обойтись. Только так мы можем довести высококлассную медицинскую помощь до каждого жителя, - считает замминистра по развитию Дальнего Востока Сергей Качаев.

    В сегменте телемедицины "врач-врач" так оно и есть, это работает. А на уровне "пациент-врач"? Есть проблемы. Оказалось, что первичные телеконсультации востребованы преимущественно горожанами. Последние не только платеже­способны в отличие от сельчан, но и менее консервативны - готовы опробовать разные технические новшества, ведь под рукой всегда есть мобильный Интернет. Эксперты уверены: начинать внедрять сегмент "врач - пациент" нужно постепенно, начиная с крупных городов. Но в краевых и областных центрах ДФО медпомощь вполне доступна.

    По данным Минздрава, только треть дальневосточных территорий имеет широкополосный доступ в Интернет. Это серьезное препятствие для внедрения телемедицины

    С другой стороны - врачебной - до сих пор нет единого мнения о телеконсультациях.

    В этом году онлайн-сервис по контролю здоровья ONDOC опросил 1125 руководителей учреждений здравоохранения и врачей. Выяснилось, что большинство медиков (89 процентов) знает, что такое телемедицина, восемь процентов что-то слышали о ней. Чуть больше половины респондентов (55 процентов) готовы консультировать больных на расстоянии, если мед­учреждение предоставит специальные возможности для дистанционного общения.

    Изменится ли позиция медиков после принятия поправок в ФЗ-323, когда любому врачу, где бы он ни находился, можно будет заочно принимать первичных больных и брать за это деньги?

    - Я бы не взялся выставлять диагноз и назначать лечение удаленно, в режиме онлайн, не осмотрев больного, только на основании его слов и результатов обследований, - говорит заведующий отделением кардиологии хабаровской краевой больницы №1 Виталий Лойфман. - Примерно 3-5 раз в месяц меня вызывают в наш телемедицинский центр на консультации. Пациентов обычно представляют центральные районные больницы, истории болезни они присылают заранее. Мы коллегиально обсуждаем каждый случай, даем рекомендации, но, по сути, последнее слово всегда остается за лечащим врачом.

    Цифровое неравенство

    В Послании Федеральному собранию президент РФ поручил в течение ближайших двух лет подключить к скоростному Интернету все больницы и поликлиники страны. По данным Минздрава РФ, только треть дальневосточных территорий имеет широкополосный доступ во Всемирную сеть. Это еще одно препятствие для внедрения телемедицины.

    В ДФО самый низкий уровень информатизации здравоохранения в Еврейской автономной области и Чукотском автономном округе. В передовиках среди девяти регионов - Хабаровский край и Якутия. Хабаровчане, например, на внедрение современных IT-систем в здравоохранение потратили более 235 миллионов рублей.

    - Информатизацией мы начали заниматься с 2008-го. Из-за географических и других особенностей края создание телемедицинской инфраструктуры имеет особое значение. Системы видео-конференц-связи с защищенными каналами обмена данными установлены в 46 медицинских организациях. Головной центр телемедицинских консультаций создан в детской краевой клинической больнице, - рассказал руководитель медицинского информационно-аналитического центра минздрава Хабаровского края Алексей Алепко. - Сегодня ни один борт санавиации не отправится к больному без предварительной телемедицинской консультации. С учетом того, что 2016-м было 457 вылетов, можно представить, сколько бюджетных средств удалось сэкономить.

    А вот на Чукотке только делают первые шаги по развитию телемедицины. В прошлом году семь сел Анадырского района подключились к окружной больнице и получили возможность проводить дистанционные консультации.

    - В 2017-м мы планируем расширить эту сеть - добавить к ней еще более 50 населенных пунктов, - отметил глава региона Роман Копин.

    В здравоохранении Приморского края используют более пяти тысяч единиц компьютерного оборудования. 89 процентов медицинских организаций уже внедрили или только начинают осваивать медицинские информационные технологии.

    Так, в Приморье создают электронную систему мониторинга беременных, которая поможет контролировать состояние каждой женщины, вставшей на учет, в режиме онлайн. Кроме того, в регионе реализуется проект по внедрению теле-ЭКГ. К концу года телеэлектрокардиографы появятся в 354 фельдшерско-акушерских пунктах края и в 120 машинах скорой медицинской помощи терапевтического профиля.

    - Данные с аппаратов будут передаваться в консультационно-диагностические центры интерпретации ЭКГ, где специалисты поставят точный диагноз, назначат лечение и правильную маршрутизацию, - рассказал директор департамента здравоохранения администрации Приморья Андрей Кузьмин. - Это позволит повысить качество диагностики и в конечном итоге снизить смертность от острых сердечно-сосудистых заболеваний.

    Кстати

    Дальневосточные регионы получат 1,9 миллиарда рублей из федерального бюджета на развитие связи и массовых коммуникаций в рамках госпрограммы "Информационное общество (2011-2020 годы)".

    Сегодня самая сложная ситуация с мобильной связью и доступом в Интернет в Чукотском автономном округе, Республике Саха (Якутия), Магаданской области и Камчатском крае.
     

    Поделиться