Законодатели определят статус добытого в открытом море улова

В течение трех месяцев правительство РФ должно подготовить поправки в законодательство, которые определят, каким товаром - иностранным или отечественным - является рыба, выловленная в открытом море и переработанная на российском судне, а также как беспрепятственно доставлять ее на наш берег. Об этом на совместном заседании коллегий Генпрокуратуры РФ и минвостокразвития заявил вице-премьер - полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев, зачитав поручение главы государства.

То, что в законодательстве существует некий пробел, стало ясно еще год назад. Первые вопросы возникли в марте прошлого года после инцидента на судне "Всеволод Сибирцев", когда на этот крупнейший российский плавзавод высадился десант правоохранителей. Что они там искали, так и осталось за кадром. Но одновременно силовики провели обыски в головном офисе компании-владельца во Владивостоке.

После появления официального комментария Дальневосточного таможенного управления стало понятно, что эти действия были связаны с возбужденным ранее делом о контрабанде сайры. Дал пояснения и управляющий компании Александр Ефремов. Он рассказал, что еще в 2015 году "Всеволод Сибирцев" завез в Россию около 1,6 тысячи тонн мороженой сайры. Сырец для ее изготовления добывали в Мировом океане иностранные суда. Они продавали его на российскую плавбазу, где из рыбы делали мороженую тушку - отрезали голову и хвост, удаляли внутренности, промывали, замораживали и упаковывали. А после переработчики заявили в Находкинскую таможню, что сайра изготовлена на российском плавзаводе и, следовательно, не облагается пошлинами при ввозе в страну.

Однако таможенники посчитали ее иностранным товаром и потребовали уплаты свыше 11 миллионов рублей. Отстаивая свое мнение, ведомство возбудило уголовные дела по фактам контрабанды стратегически важных ресурсов и уклонения от уплаты таможенных платежей.

Между тем рыбаки уверяют, что еще до начала работы с иностранными сдатчиками рыбы они озадачились вопросом правильного оформления изготавливаемой продукции.

Сегодня таможенники убеждены, что продукция, произведенная на нашем судне, но из иностранного сырья, не является российской. Рыбаки считают ровно наоборот

- 15 августа 2014 года мы письменно обратились в Находкинскую таможню. Написали, что собираемся принимать сырец у иностранцев, перерабатывать его на российском плавзаводе, поставлять в Россию, и задали вопрос: как нам это правильно декларировать? В ответ 15 сентября 2014 года получили письмо, где расписывалось, какими нормами российского законодательства регулируется наша ситуация, но ответ, как нам правильно декларировать продукцию, не давался, - заявил Ефремов, подчеркнув, что в компании самостоятельно изучили российское законодательство и пришли к выводу, что в том случае, когда из иностранного сырца изготавливается мороженая тушка, она является отечественным товаром.

Расследование уголовного дела длилось больше года, но некоторое время назад, по словам начальника Дальневосточной оперативной таможни Павла Фомина, оно было прекращено за отсутствием состава преступления. При этом, заявил Фомин, таможня считает прекращение дела неправомерным, так как уже появилось решение арбитражного суда, указавшего на необходимость декларирования продукции и уплаты пошлин.

- Мы считаем, что продукция, которая произведена в открытом море на российском судне, но из иностранных товаров, является иностранной. Любой такой товар, перемещаемый через границу, подлежит декларированию, но как раз этого не делалось. А дальше надо смотреть, есть освобождение от уплаты таможенных платежей или нет, - поддержал коллегу руководитель ДВТУ Юрий Ладыгин.

- В советские времена наши плавбазы работали, например, на Аляске, принимали у американцев камбалу и треску, и ни у кого не возникало вопроса, чья эта продукция. Она была советской, так как наше судно приняло сырец и переработало его. Сегодня же страну происхождения не могут определить, - говорит первый вице-президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Александр Васьков.

Заметим, что на данный момент "Всеволод Сибирцев" - единственная российская плавбаза, работающая в Мировом океане, и возникшую проблему тот же Юрий Ладыгин назвал уникальной. С другой стороны - государство настаивает на возвращении рыбаков в открытые воды, а под строительство флота выделяются инвестиционные квоты. Но многие ли, даже имея возможность, решатся на это, памятуя о примере коллег? Таким образом, внесение изменений в законодательство имеет стратегический характер, уверены эксперты.