13.07.2017 12:25
Поделиться

Закон о суррогатном материнстве будет доработан

"Когда я узнала, что хотят запретить суррогатное материнство, у меня остановилось сердце", - написала Наталья Д. (координаты - в редакции). У Натальи, в 22 года после тяжелой операции потерявшей способность родить, двое детей. "Старшую дочку, видя мои мучения, выносила моя мама. Сейчас нашей девочке уже 13 лет. А теперь у меня еще и младший сын, и с его суррогатной мамой мы очень дружны".

Таких историй - удивительных и закончившихся счастливо - в России уже тысячи. В стране порядка 70 медицинских центров, помогающих бесплодным парам стать полноценными родителями. А первые ребятишки, родившиеся "в законе" (когда 22 года назад у нас было официально разрешено суррогатное материнство), сейчас уже вполне взрослые и готовы рожать своим счастливым родителям внуков.

Увы, не все, кто не может родить сам, готовы усыновить чужого ребенка. Нет, бредят своим "кровным", чтобы был похож на маму и папу... Единственная возможность для таких семей - чтобы свою "родную" оплодотворенную яйцеклетку выносила другая женщина. Но все годы, что работают законодательные нормы о суррогатном материнстве, споры вокруг него не утихали. Несколько лет назад активно против выступала тогда еще депутат, а ныне сенатор Елена Мизулина. Она и сейчас считает, что коммерческое суррогатное материнство, когда женщина вынашивает чужого ребенка за вознаграждение, может быть приравнено к торговле детьми.

За 10 лет в России родились 2300 "суррогатных" детей

Весной нынешнего года появился очередной законопроект, написанный сенатором Антоном Беляковым. Он призывал запретить этот способ репродукции. Аргументы приводились разнообразные: от того, что наших женщин в качестве "инкубаторов" используют иностранные бесплодные пары, и до плохой защищенности рождающихся таким образом детей и суррогатных мам.

Сотни семей, уже ожидающих ребенка и еще только ищущих суррогатную мать, оказались в подвешенном состоянии: что будет с ними и с их будущими детьми в случае, если запрет будет введен? Впрочем, несколько дней назад стало известно, что два ключевых думских комитета - по здоровью и по делам женщин, семьи и молодежи - идею полного запрета не поддержали.

"Этот способ деторождения разрешен строго по медицинским показаниям, им можно воспользоваться при условии стойкого бесплодия", - напомнила глава "семейного" комитета Тамара Плетнева. В реальной жизни проблемы возникают не потому, что закон плох, а из-за недостаточного контроля при его выполнении и ответственности за нарушения.

Риски у суррогатного материнства, конечно же, есть, и немалые. Это и чисто медицинские вопросы, и этические, и психологические моменты. Когда оплодотворенную "в пробирке" чужую яйцеклетку "подсаживают" в организм другой женщины, стопроцентной гарантии, что ребенок обязательно будет, и будет здоров, дать невозможно. Иногда таких попыток приходится делать несколько. Иногда приходится менять суррогатную мать. Но и когда беременность наступила - проблемы не кончаются. Большинство будущих родителей опекают помогающую им женщину, порой они становятся близкими людьми. Но жизнь непредсказуема, и были случаи, когда суррогатная мать пыталась после родов оставить ребенка себе. Или начинала вымогать у родителей дополнительные деньги. Или еще до родов исчезала в неизвестном направлении...

"Я не буду комментировать абсурдность многих обвинений, к которым прибегали авторы идеи запрета, - сказал "РГ" глава Российской ассоциации репродукции человека, доктор медицинских наук, профессор Владислав Корсак. - Да, эта технология помощи бесплодным парам стоит дорого. Но эта стоимость складывается не только из вознаграждения суррогатной матери. Дорогостояща и медицинская часть - обследование биологических родителей, операция ЭКО, дальнейшее наблюдение и лечение суррогатной матери. Но абсурдно говорить, что кто-то, врачи, например, делает на этом бизнес. Доля детей, рождаемых таким путем, очень мала, к этому виду помощи очень строгие показания и ограничения. Причем тут бизнес? Почитайте лучше письма женщин, которые смогли стать мамами, уже потеряв надежду". За последние 10 лет в России было более 1800 "суррогатных" родов, на свет появились 2300 детей, поскольку довольно часто рождаются двойни.

Тем не менее, говорит профессор Корсак, закон нужно совершенствовать, жестче защищать права генетических родителей. Сейчас ребенок, рожденный суррогатной мамой, сразу после появления на свет принадлежит ей. Она должна отказаться от него в пользу биологических родителей. Тут хотя и в единичных случаях, но возникают конфликты. Можно было бы обратиться к опыту Казахстана, где в аналогичном законе четко прописаны не только права, но и ответственность генетических родителей и женщины, вынашивающей их ребенка.

Другая сторона медали - защита интересов новорожденного. Если у малыша проблемы со здоровьем, он может стать "отказником", не нужным ни генетическим родителям, ни выносившей его суррогатной маме. Такие дети остаются на попечении государства, и отказавшиеся от них взрослые люди не несут никакой ответственности - ни моральной, ни материальной. В Казахстане "просто так" оставить ребенка нельзя, даже если родители не хотят с ним жить и воспитывать, они обязаны его содержать.

Конкретно

Кто может стать суррогатной мамой

  • В соответствии с законодательством суррогатной матерью способна стать женщина не старше 35 лет, у которой есть двое детей.
  • Суррогатная мать заключает гражданско-правовой договор с генетическими (биологическими) родителями, в котором прописаны все условия вынашивания будущего ребенка. Если женщина в браке, нужно нотариально заверенное разрешение мужа.
  • Суррогатная мать не может быть донором яйцеклетки, ей подсаживается готовый эмбрион.
  • Первоначально все права на новорожденного у выносившей его женщины. Биологические родители приобретают права на него только после отказа суррогатной матери.
  • При этом от них не требуется никаких документов и прохождения многочисленных инстанций для усыновления.
  • Биологическим родителям программа рождения обходится в сумму не менее 2-3 млн рублей, вознаграждение суррогатной матери индивидуально, обычно речь идет о сумме примерно 500 тысяч рублей.