Прошедший рост потребительских цен, названный ранее регулятором "шоком" и "неприятным сюрпризом", не должен повлиять на цель ЦБ в 4 процента по итогам года. Однако последствия июньского роста еще могут проявиться в 2018 году.
О том, что ЦБ ожидает снижения годовой инфляции в июле до 4,3 процента после июньского ускорения до 4,4 процента, рассказал журналистам в кулуарах завершившегося на прошлой неделе Международного финансового конгресса (МФК) в Санкт-Петербурге глава департамента денежно-кредитной политики Банка России Игорь Дмитриев.
По его словам, краткосрочным риском для роста цен сейчас является ситуация с урожаем. "Вопрос - сейчас или позже он (урожай. - Прим. ред.) будет, чем обычно, что в целом на динамике инфляции не скажется, просто она чуть позже начнет снижаться к 4 процентам, или будет потеря урожая, и тогда инфляция может быть несколько выше. Это краткосрочный риск, конец лета - начало осени он себя исчерпает, закончится", - сказал Дмитриев. В среднесрочной перспективе ключевыми источниками риска для роста цен может стать возможный перегрев на рынке труда, а также переход населения от сберегательной к потребительской модели поведения, считает глава департамента. Перспектив для реализации второго риска, впрочем, в ЦБ пока не видят.
По данным Росстата, в июне инфляция ускорилась с майских 0,4 процента до 0,6, в годовом выражении подскочила с 4,1 до 4,4 процента. За первое полугодие средние потребительские цены выросли на 2,3 процента. Консенсус по поводу причин ускорения инфляции, похоже, достигнут всем экономическим блоком. "Главную роль сыграла погода и цены на овощи", - заявлял глава минэкономразвития Максим Орешкин. По его словам, в накопленной с начала года инфляции 0,8 процента составили цены на овощи, а 0,3 из них добавились в июне.
Подобное движение цен мало связано со спросом, говорит главный аналитик Бинбанка Наталья Ващелюк. "В основном цены росли из-за исчерпания запасов урожая прошлого года, и это представляет собой шок предложения. Поэтому вряд ли рост цен на капусту на 50 процентов, например, следует считать признаком чрезмерной активизации потребительского спроса и, например, поводом для ужесточения денежно-кредитной политики", - считает аналитик. Такой шаг не рассматривают и в ЦБ: как заявила на форуме глава Банка России Эльвира Набиуллина, повышение ключевой ставки на ближайшем заседании в конце июля регулятор рассматривать не станет.
Дальнейшие ожидания по инфляции у минэкономразвития едва ли менее оптимистичны, чем у ЦБ. "Мы видим, что цены на эту группу товаров уже пошли вниз, последние данные за неделю говорят, что тренд здесь разворачивается, новый урожай приходит на рынки. Поэтому мы ожидаем, что до конца августа этот тренд в значительной степени уйдет, и мы увидим общую инфляцию ближе к базовой", - сказал Орешкин. Свой прогноз по годовой инфляции в 3,8 процента (ниже цели ЦБ) ведомство тоже не меняет. Эта же цифра по инфляции заложена и в обновленный федеральный бюджет на 2017 год.
Последние данные по инфляции можно расценить как признак того, что продукция нового урожая начала понемногу поступать на прилавки, отмечает экономист по России и СНГ ВТБ Капитал Александр Исаков. "Однако пока сложно сказать, идет ли речь лишь о более позднем наступлении сезонной дефляции в продовольственном сегменте, или же она окажется и менее выраженной, чем в прошлом году", - считает он.
Рост цен на овощи пока не создает угрозы для достижения цели по инфляции в этом году, пишут аналитики ЦБ в обзоре "О чем говорят тренды". Однако возможное понижение уровня переходящих на следующий год запасов плодоовощной продукции, говорится в обзоре, может негативно сказаться на темпах роста цен в первом полугодии 2018 года, удерживая инфляцию несколько выше четырехпроцентного уровня в этом периоде. И привести к повышению инфляционных ожиданий, которые могут оказать вторичное влияние на рост цен.