Он и она. Молоды и прекрасны. Оно ведь как? Когда из седых лет назад оборачиваешься, то всерьез кажется: если молоды, то уж наверняка прекрасны. Мир стелился у их ног послушной собакой, казалось, стоит его погладить, и он тут же приручится. Она - актриса. Он - актер. Она прекрасна. Он прекрасен. Что им оставалось делать? Пожениться, конечно. И они это сделали. А что остается делать молодым и прекрасным, когда поженятся? Ребенка родить. Так они и поступили.
А потом что? А потом сами знаете что. Любовь молодых и прекрасных совсем не всегда превращается в семью людей состоявшихся. И они разошлись. Бывает. Причем бывает настолько часто, что даже писать об этом неинтересно.
А потом шла жизнь. Так всегда случается: жизнь, она идет, как бы мы к этому ни относились. И это тоже не удивительно. Куда поразительнее, что, расставшись в смысле штампа в паспорте, они не расстались в смысле жизни. У каждого из них была своя судьба, свои любови, но это вовсе не мешало им идти рядом.
И вот ему стукнуло пятьдесят. И она решила сделать ему подарок - подарить спектакль, в котором он сыграет главную роль.
Это что я такое рассказываю? Пьесу я рассказываю? Нет. Жизнь. Так все и было на самом деле. Не понарошку, а по-настоящему.
Он - актер Константин Чепурин, за плечами которого множество фильмов, работа во МХТ имени Чехова и в других театрах. Она - Вера Воронкова, актриса Театра имени Пушкина, в чьей фильмографии почти пятьдесят лент, только что, например, Вера блестяще сыграла в фильме Кончаловского "Рай".
Они нашли пьесу Эдварда Олби "Брачный этюд" (в блестящем переводе О. Варшавер и Т. Тульчинской), пригласили замечательного режиссера Олега Тополянского и сделали спектакль "Страница номер 50" про то, что жили он и она, и были они молоды и прекрасны...
Что за сказка про белого бычка? А вот так бывает, когда пьеса ложится на судьбу актеров, что называется, без зазора, без зазубрины. И когда в финале спектакля мы смотрим семейную хронику, в которой молодые Костя и Вера берут из роддома своего сына - полное ощущение, что мы смотрим кино про жизнь героев пьесы Олби... А что? Нам-то все кажется, что наша жизнь - ах! - абсолютно оригинальна, а как вдумаешься... Сколько сюжетов в мировой литературе? Шесть? Восемь? Вот в них-то и укладывается жизнь любого из нас...
Олег Тополянский создал очень хороший спектакль. Он поставил спектакль не про себя, не про свои режиссерские фантазии, как это нынче модно на театре, а про людей, про живых людей, которые почему-то мучаются своей любовью, вместо того, чтобы радоваться ей.
Константин Чепурин и Вера Воронкова существуют исповедально, по-другому, понятно, в данной ситуации и невозможно. Докладываю вам, дорогие читатели "РГ", что тут две очень мощные актерские работы.
Что такое мощная актерская работа? Это когда, с одной стороны, ты не можешь оторваться от того, что происходит на сцене. А с другой, человеческие истории героев так попадают в тебя, что ты начинаешь думать про собственную жизнь. Хороший театр - это ведь очень просто: это когда история, происходящая на сцене, имеет к тебе, зрителю, непосредственное отношение. Когда ты не наблюдаешь "с холодным носом" за всякими изысками на сцене, а когда глаза почему-то увлажняются.
"Страница номер 50" - хороший спектакль. И Чепурин, и Воронкова играют страдающих людей. Подчеркиваю: не ноющих, а страдающих. И если Веру Воронкову я не раз видел на сцене, и для меня, собственно, не явилось открытием, что она замечательная актриса, то то, как играет Константин Чепурин, стало для меня откровением. Чепурин играет не событие, не историю, а судьбу. Он играет метания человека, который находится в постоянном разладе с самим собой, и разлад этот мешает и ему, и окружающим... Такая, я бы сказал, чеховская маета есть в этой пьесе Олби, и актеры ее замечательно передают.
Спектакль невероятно аскетичен в смысле изобразительных средств и столь же немыслимо разнообразен в смысле человеческих переживаний. Мы про что историю смотрим? Про то, как люди зачем-то борются со своей любовью, как не верят ей, хотят заменить чем-то... Удивительные люди! Удивительная, стойкая любовь!
А я смотрел на сцену и думал про себя. Про свои потери и обретения. Про свой страх любви и невозможность жизни без нее. Про взгляд, который проникает в твою душу навсегда, и про панический ужас оказаться однажды без этого взгляда.
И еще я думал про то, как редко, увы, сегодня увидишь спектакль, который поворачивает тебя, зрителя, лицом, или, если угодно, душой к тебе самому. И как же важно, чтобы такие спектакли были - построенные на замечательной драматургии, мощной актерской игре и режиссуре, которая умеет соединить все это и раствориться в действе, не выпячивая себя.
И еще я думал про прозаическое. Спектакль "Страница номер 50" идет в культурном центре Высоцкого. Идет редко. Учитывая, что на сцене ведущая актриса Театра имени Пушкина, возьмет ли его к себе театр, прославившийся в последнее время невероятно живой жизнью? Ведь практика приглашения артистов нынче на театре не новость...
Думаю, спектакль, рожденный любовью и сделанный талантливыми людьми, не мог не получиться. Поэтому так хочется, чтобы его увидело как можно больше людей.