16.07.2017 19:12
    Поделиться

    Ректор ВГИКа предложил выделять выпускникам средства на первый фильм

    На протяжении многих десятилетий ВГИК остается главной киношколой страны - что подтверждает высокая конкуренция за бюджетные места. В этом году на одно место на актерском факультете претендуют 120 человек, на режиссерском - 60, на продюсерском - 16.

    При этом с недавних пор и альтернатив хватает - едва ли не каждый учебный год начинается с появления новых частных киношкол, где обещают применять новейшие методики кинообразования. Сам ВГИК при этом не редко подвергается критике за академичность и слишком трепетное - как многие думают - отношение к традициям.

    Тем не менее самое престижное кинообразование по-прежнему ассоциируется со ВГИКом. А если будут реализованы предложения, с которыми выступает ректор Владимир Малышев, то поток желающих получить необходимые навыки именно там вырастет еще больше.

    Перед началом вступительных экзаменов Владимир Малышев поговорил с обозревателем "Российской газеты".

    Конкурс во ВГИК в этом году лучше или хуже, чем в последние годы?

    Владимир Малышев: В принципе цифры обычные. Разве что у режиссеров заметная прибавка - обычно к нам пытаются поступить примерно 500 человек, а в этом году заявления подали 700 абитуриентов. Может быть, это благодаря тому, что в последние годы вышло много российских зрительских фильмов. И у молодых людей появляется вера, что они могут не только выучиться снимать такое кино, но и будут иметь возможность применить свои умения на практике. Я не люблю слово "блокбастеры", но раз уж оно в ходу, то молодежь, видимо, поняла, что делать блокбастеры можно и в нашей стране.

    Долгое время ВГИК был едва ли не единственной киношколой - по крайней мере, в Москве. Но за последние годы у вас появилось множество частных конкурентов - на актеров и режиссеров учат в Московской школе нового кино, Академии Никиты Михалкова, о создании своей киношколы объявил Федор Бондарчук. Вы как на все это смотрите?

    Владимир Малышев: Никакого скепсиса по поводу появления таких школ я не испытываю. Наоборот, я думаю, что некоторые вещи в таких школах кому-то могут быть интересней, чем у нас. У нас все-таки опора на традиционное академическое образование. ВГИК уважают во всем мире еще и за счет его традиций, которые мы считаем нужным сохранить. Кстати, во многих из новых киношкол преподаватели наши, вгиковские, - это тоже о многом говорит. Потому что взять готовых педагогов больше особенно неоткуда.

    Если вдруг мы заметим, что в эти школы абитуриенты пойдут косяком, а у нас поток поступающих схлынет, это станет для нас сигналом, что мы стали где-то отставать и проигрывать конкуренцию. Но пока ничего подобного не видно. Так что открытие частных киношкол мы, конечно, приветствуем, но считаем важным сохранить особый статус ВГИКа как старейшего кинематографического вуза страны, который через два года отметит столетний юбилей.

    Но ведь существует стойкое убеждение, что академичность, желание следовать традициям и нежелание обновляться - едва ли не главные проблемы современного ВГИКа. Мол, там до сих пор начинающим режиссерам говорят, что условный Тарковский - это хорошо, а зрелищное кино для масс - это занятие, не достойное настоящего художника.

    Владимир Малышев: Я, конечно, слышал все эти претензии. Особенно обидно, когда такие вещи говорят люди, которые никогда не то что не учились, а ни разу не были во ВГИКе. А если и учились, то 20 лет назад. Они критикуют не ради того, чтобы сделать лучше, а для того, чтобы принизить ВГИК и получить от государства деньги на свои "обновленные" программы кинообразования.

    С теми, кто критикует по делу, у нас нормальные человеческие отношения. Например, с Сергеем Сельяновым - я знаю его характер, он всегда ворчит. Я ему говорю: "Сереж, если хочешь - набери свою мастерскую. Напишем вместе программу и будем двигаться". И это предложение по-прежнему в силе, потому что ВГИК, конечно, нацелен на обновление.

    Именно поэтому я предлагал набрать свои курсы Алексею Попогребскому, Валерию Тодоровскому, Николаю Лебедеву - по разным причинам у них пока не получается, но мы будем стараться привлечь их впредь. Все это люди среднего поколения нашего кино, свежая кровь для ВГИКа. Просто мы не сторонники революционного пути, когда всех пожилых мастеров выгоняют и вместо них набирают по принципу - чем моложе, тем лучше. Нам важно сохранить преемственность, но при этом не заплесневеть и покрыться пылью.

    Во ВГИКе сегодня учат снимать жанровое коммерческое кино?

    Владимир Малышев: Нет. Как не учат делать специально кино комедийное или трагедийное. Но мы учим новым технологиям. Ведь современный коммерческий фильм это прежде всего визуальные эффекты.

    У нас в программе есть история отечественного кино, история зарубежного кино, плюс существует семинар современных фильмов. В рамках этих учебных программ мы рассказываем студентам не только про Тарковского, но и про "Звездные войны", и про Тарантино. У каждого педагога, конечно, своя точка зрения на то, равнозначны ли они друг другу. Но во ВГИКе не говорят безапелляционно, что вот это - гадость и идиотизм, а вот это - высокое искусство. Это было бы просто непрофессионально.

    Еще один дискуссионный вопрос - насколько оправдан набор во ВГИК на режиссерский факультет сразу после школы? Хороший режиссер - это человек с жизненным опытом, которому есть что сказать зрителю.

    Владимир Малышев: Тут я согласен. Именно поэтому бьюсь за то, чтобы в закон внесли поправки и сделали бесплатным второе высшее образование для людей, желающих поступить на режиссерский и сценарный факультет. Причем для этого даже не нужно выделять дополнительные деньги. Даете нам 15 бюджетных мест? Разрешите на семь из них набрать людей с высшим образованием!

    Но, к сожалению, этот вопрос постоянно замыливается. Мне объясняли, что наши законодатели боятся, что потом исключение попросят сделать медики, затем еще кто-нибудь. И в итоге все это выльется в бюджетные траты. Поэтому пока к нам приходят бывшие школьники. Они замечательные, но все как один снимают истории о первой любви. Потому что эта тематика им знакома. Другие, наоборот, уходят в чистый жанр, где условность и формальные клише позволяют скрыть отсутствие знания жизни.

    А если хотя бы половина группы была бы взрослой, то вчерашние школьники подтягивались бы к этой половине. Вообще, посмотрите на наших классиков - многие из них между школой и ВГИКом успели где-то поучиться или поработать. Тарковский полтора года проучился в институте востоковедения, а потом год бродил по тайге с геологами, Михалков учился в Щукинском, а затем успел послужить во флоте, я уже не говорю про Шукшина...

    Несколько дней назад на фестивале в Карловых Варах главный приз в программе "Восток-Запад" взял фильм Александра Ханта "Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов". Эта картина - детище компании "ВГИК-Дебют". Какое отношение она имеет ко ВГИКу?

    Нам важно сохранить преемственность, но при этом не заплесневеть и не покрыться пылью

    Владимир Малышев: Эта компания создавалась для продюсирования фильмов наших выпускников, однако сейчас у них есть и свои проекты. Юридически они к нам отношения не имеют, это самостоятельная организация. Но глава "ВГИК-Дебюта" Федор Попов преподает у нас на продюсерском факультете. Он высматривает интересных студентов, а потом пытается получить финансирование для них в министерстве культуре или Фонде кино. В этом году помимо фильма Ханта у них выйдет еще один фильм нашего выпускника - это "Рок" Ивана Шахназарова.

    Когда наши дебютанты претендуют на бюджетные деньги в общем потоке и без продюсера - это одна история. Я в прошлом году почитал список этих дебютантов. Одному было 56 лет, за плечами 10 сериалов. С такими конкурировать сложновато. А благодаря тому, что у фильма уже есть опытный продюсер, молодой режиссер получает дополнительный козырь.

    В этом году мы в очередной раз увидели, что такая схема работает. Фильм Шахназарова-младшего попадает в основной конкурс "Кинотавра", картина Ханта побеждает в Карловых Варах - это несомненный успех, благодаря которому, надеюсь, на вгиковцев обратят дополнительное внимание.

    Я давно ношусь с идеей, чтобы каждому выпускнику режиссерского факультета государство выделяло 5 миллионов рублей на фильм. Не надо ждать, что все эти фильмы будут шедеврами. Но тогда точно мы не потеряем нового Тарковского, который не найдет деньги на реализацию своего замысла. Понимаю, что это все мечта и утопия. Но успех новых фильмов вгиковской молодежи, думаю, должен заставить государство подумать о том, что дополнительная поддержка им не помешает.

    Поделиться