Как и обещали генералы, никаких временных изменений в обязательной армейской службе не произошло. Солдатская казарма или матросский кубрик ровно на год заменят для парней родной дом. Зато есть перемены в масштабах призыва. В последнее время он постоянно сокращается за счет дополнительного набора контрактников. Нынешний призывной секвестр при всем желании не назовешь "косметическим". По сравнению с прошлой весной он составил 13 тысяч человек, в сравнении с осенью - 10 тысяч. Если так пойдет и дальше, сегодняшним первоклашкам можно будет вовсе забыть о казарме. Хотя в Минобороны твердят о сохранении смешанного принципа комплектования войск, продвижение Российской армии к всеобщей профессионализации становится все заметнее. Скажем, только за последнюю неделю в "рэмбо" записались около полутора тысяч человек. Еще столько же подали заявление на контрактную службу.
Стоит ли удивляться, что в Минобороны достаточно спокойно относятся к введению новых отсрочек от казармы. В весенний призыв такой привилегией впервые воспользовались сотни учащихся профтехучилищ, колледжей и техникумов. С нынешнего года им законодательно гарантирована возможность получить диплом о среднем профессиональном образовании, что называется, без отрыва от учебы. Напомним, что ранее на подобную отсрочку ребята имели право до достижения ими 20 лет.
На самом деле, эта практика только играет на руку командирам. Недостатка в солдатах - срочниках в войсках не наблюдается. И офицеры радуются, когда к ним в подразделения направляют дипломированных новобранцев. До недавнего времени так было с вчерашними студентами вузов. Скоро так будет и со "средними" выпускниками. Командиры говорят: техника в армии сейчас сложная, и солдаты с образованием осваивают ее гораздо легче и быстрее чем недавние школьники. Количество дипломированных новобранцев в строю из года в год становится все больше. К примеру, по данным Генштаба, этой весной почти каждый пятый призывник оказался выпускником вуза. Как и положено по закону, в военкомате ему предоставили право выбора: призваться в армию на 12 месяцев или отслужить по контракту два года. Наиболее талантливых выпускников на конкурсной основе отобрали в научные роты: весной и летом эти подразделения пополнили 356 человек.
А вот молодые крымчане и севастопольцы, наоборот, одной своей призывной привилегии лишились. Напомним, что после возвращения полуострова в состав России их распределяли на службу только в местные воинские части. Но с этого года военкоматы Крыма начали отправлять призывников в различные регионы страны. Впрочем, целенаправленно загонять парней подальше от дома никто не собирался и не собирается впредь. Если, скажем, призывник имеет морскую профессию, ему всегда найдется место на кораблях Черноморского флота. С пониманием в военкоматах страны отнеслись и к проблемам молодых отцов, а также к сыновьям больных и пожилых родителей. Таких новобранцев, по возможности, определили на службу вблизи мест их проживания.
Нашлись в войсках вакансии и для 27 тысяч парней, которые на гражданке получили военно-учетную специальность. Среди них оказались более 17 тысяч выпускников школ, клубов и центров ДОССАФ России. А для 395 призывников, кому казарма противопоказана по религиозным и иным веским основаниям, подыскали места альтернативной гражданской службы. Без уклонистов, к сожалению, тоже не обошлось. Полностью искоренить это явление никак не получается. Генералов Минобороны радует только одно: его масштабы стремительно сокращаются. Например, нынешней весной и летом сбежали от казармы всего 0,2 процента от общего количества оповещенных призывников.
Между прочим, всего за день до окончания весеннего призыва-2017 Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон, вводящий 10-летний запрет на замещение должностей государственной гражданской службы и муниципальной службы для граждан, не прошедших призывную службу без законных на то оснований. Вообще-то такое ограничение существует в России с 2014 года, и прежде оно было бессрочным. Однако после его введения различные инстанции, в том числе Конституционный суд, забросали жалобами. Люди писали о том, что были периоды, когда в отдельных субъектах РФ, например в Северо-Кавказском регионе, призыва в армию не было вообще или его проводили в ограниченном виде. Поэтому авторы обращений считали несправедливым распространять кадровый запрет на вынужденных "уклонистов".
Рассмотрев жалобы, Конституционный суд признал действующую практику не соответствующей Основному закону страны. А Госдума заменила бессрочный запрет на прием "уклонистов" на госслужбу 10-летним ограничением.