Вы любите притчи и антиутопии. В какое будущее перенесет зрителей ваш новый фильм?
Константин Лопушанский: Это современная история. Мелодрама. Но не классическая. Рядом присутствуют и философские, и метафизические аспекты. Мне думается, это позволит шире взглянуть на проблемы, на болевые точки современной жизни... Одна из тем, которая меня в последнее время волнует и наводит на печальные размышления, - определенная радикализация взглядов, мнений в обществе, не просто споры, а крайние формы антагонизма, противостояния. Это очень опасная вещь для любого общества. Градус взаимного неприятия очень высок. Есть в моем сценарии и тема столкновения поколений. На мой взгляд, все это крайне болезненные проблемы современной жизни, потому они и присутствуют в фильме, но, разумеется, опосредованно, как часть той жизни, в которой оказываются герои.
Кто снимется в вашем фильме?
Константин Лопушанский: В главной мужской роли снова, как и в фильме "Роль", Максим Суханов. На героиню утвердили молодую петербургскую актрису Василису Денисову. Будет сниматься и замечательная актриса Надежда Маркина, с которой я давно хотел поработать. Продюсер Андрей Сигле, его студия Proline Film. Оператор Дмитрий Масс. Съемки пройдут в Петербурге, небольшая часть - в Германии, у нас копродукция, будут и иностранные партнеры.
После фильма "Роль" вы взяли паузу аж на четыре года.
Константин Лопушанский: К сожалению, не получается снимать чаще. После окончания съемок я быстро пишу другой сценарий, но пока этот маховик раскрутится, проходят неизбежные пять лет. Жду, чтобы сценарии настоялись, как хорошее вино, чтобы я был уверен в них. Дальше определяюсь с продюсером. Решаем, как будем осуществлять замысел, выходим на питчинги, ищем связи с зарубежными партнерами, собираем бюджет.
Вы преподаете в петербургском Институте кино и телевидения. Ваши отношения со студентами можно сравнить с теми, какие были у вас с вашим мастером Эмилем Лотяну на Высших курсах сценаристов и режиссеров?
Константин Лопушанский: У меня первый курс и дипломники - хорошие ребята. У нас нет барьера для общения, они это чувствуют. Профессиональный разговор получается. А это самое главное. Смотрим фильмы, анализируем, обсуждаем. Я в курсе всех новинок, поскольку член трех киноакадемий - "Ники", "Золотого орла" и Европейской, все присылают фильмы. И, конечно, то, что считаю лучшим, даю посмотреть своим студентам. Образованные ребята растут, знают новое европейское кино. Находясь в профессии, надо быть грамотным, понимать, куда идет кино, как развивается, чтобы не изобретать велосипед.
Болит душа, как сложится их судьба в кинематографе?
Константин Лопушанский: Естественно, болит. Но мои выпускники в основном востребованы: Леонид Пляскин, Николай Борц, Петр Амелин, Игорь Нурисламов снимают телефильмы, сериалы, их показывают на ведущих каналах страны. У Ильи Северова был недавно дебют полнометражной картины на "Ленфильме". Евгений Татаров ярко заявил себя короткометражкой "Нарисованная птица" - она была в Каннах в программе дебютных фильмов.
Справедливо ли, что успех фильма измеряется доходами в прокате?
Константин Лопушанский: Доходы - важный критерий, но только в том случае, когда речь идет о жанровом кино. И, кстати, выручка во многом зависит от того, сколько денег вложено в так называемую раскрутку. Если в бюджете на нее заложена большая сумма, то будет, разумеется, хороший прокат. Другое дело - снят прекрасный фильм, но нет денег на его продвижение, и тогда прокат будет, увы, незначительным. При всех достоинствах фильма. Бывает, конечно, по-разному - у каждого фильма своя судьба... Мы с Андреем Сигле сталкивались с этим. Он вкладывает свои деньги, и дай бог, чтобы их хватило на кино. На продвижение в бюджете денег нет. Благодаря критикам, фестивалям, картина становится известна. Но публика следит за афишами и рекламой, а не за фестивалями.
Недавно у вас был юбилей. Как отметили свое 70-летие?
Константин Лопушанский: В кругу семьи, в приятной атмосфере. "Работал" оператором телефонной станции: с утра до ночи звонили, поздравляли. В петербургском киноцентре "Родина" прошла ретроспектива моих фильмов.