1927-й - последняя публичная политическая дискуссия в СССР. Следующая будет только в 1989-1990 году. В 1927 г. был - как писали "историки партии" - "завершен разгром троцкизма".
История КПСС кончилась вместе с КПСС. Закрыли соответствующие кафедры - и все. А сам предмет полностью растворился в общегосударственной Истории СССР. История КПСС как партии - осетрина второй свежести. "Умерла так умерла". Между тем ВКП (б) - КПСС реально была волевым и логическим ядром СССР. СССР - Идеологический Проект, он по авторскому замыслу Ленина был лишь "телесной оболочкой своей Души". А Душой ("скрепой") СССР и была Партия Ленина - "ум, честь и совесть нашей эпохи". Государство было нужно, чтобы выполнять Планы Партии. Гениальная конструкция Идеологического ("теологического") Государства, внутри которого, как Стержень в шариковой ручке, находилась КПСС. Это давало Системе громадную волю и энергию для создания Сверхдержавы. Зато когда "идейная паста" стала кончаться, Государство начало писать все более и более бледные слова ... А потом Идеологическое Государство без Идейного стержня стало и правда - пустой, мертвой оболочкой. Вложить новый стержень ("перестроить стержень") оказалось невозможно - проще взять новую ручку.
Но вернемся к 1927-му. Разгром троцкизма ... Весь тот год шли яростные партийные дискуссии (с публикациями в газетах!), в октябре Троцкого и Зиновьева исключили из ЦК, затем из партии, как и сотни их сторонников. Боже, сколько об этой "идейной борьбе" нечитаемых книг написано, канонических диссертаций защищено, экзаменов "по катехизису" сдано, а главное - сколько же еретиков (с членами семей!) уничтожено. Так В ЧЕМ была ересь-то?
А ее - как легко видеть - просто НЕ БЫЛО. Если отбросить паранойю-1937 про "германских шпионов, которые сыплют стекло в суп рабочим", то остается "содержательный" ответ : "троцкисты были за Мировую Революцию", а Сталин - за развитие социалистической экономики в СССР. Это - полная чушь. Сталин никогда не отказывался от лозунгов о Мировой Революции. Да что Сталин - до 1980-х годов оставалось и Мировое Коммунистическое движение, и "интернациональный долг" (сейчас переименован в "геополитические интересы").
С другой стороны, Троцкий совсем не был сумасшедшим, чтоб требовать, допустим, "начать Войну за Мировой Коммунизм", "хату оставить, уйти воевать, чтоб землю в Гренаде в колхозы забрать". Наоборот. Троцкий в 1920-е гг. возглавлял Главный комитет по концессиям, т.е. на сугубо деловой основе сотрудничал с теми самыми капиталистами ради развития экономики СССР.
Троцкисты разрабатывали не идеи "Революции в США", а планы индустриализации (в частности, например, создания Днепрогэса), которые и были успешно реализованы сталинистами в 1930-е гг. Предустановленная гармония... Какие еще можно найти "принципиальные разногласия"? Троцкисты много кричали про "термидор" - опасность "буржуазного и бюрократического перерождения Партии". Но, во-первых, об этом писали не только они, но и - с надеждой! - белые эмигранты, "сменовеховцы". Во-вторых, про эту "опасность" постоянно говорили в 1920-е и Сталин, Бухарин. В-третьих, кроме "обвинений в перерождении" Троцкий и Ко не могли предложить ничего для БОРЬБЫ с этим явлением.
Бюрократическое ПЕРЕРОЖДЕНИЕ.
"Партия должна подчинить себе Бюрократию". Отлично. КАК? Троцкий и Сталин и все большевики были одинаково непримиримыми противниками демократии в стране - скажем, состязательных выборов, свободы слова, многопартийности, словом - противниками любой Открытой Системы. А ЗАКРЫТАЯ политическая Система - ИДЕАЛЬНЫЙ бульон для безграничной власти полумафиозной бюрократии ("номенклатуры"). К которой относились и "троцкисты", и "сталинисты". Партия = Бюрократия, а БЮРОКРАТИЧЕСКОЕ "перерождение" и есть та самая Диктатура Пролетариата - на практике.
Конечно, говоря о ситуации ВНУТРИ Партии "опальные вельможи" как положено требовали себе "феодальных вольностей" ("внутрипартийная демократия"), а Сталин вел дело к Единоличному Абсолютизму. Вот это разногласие было реальным, как и вообще борьба "Алой и Белой Розы" за лично-корпоративную власть. Были важные "эстетически-видовые различия" - троцкистская номенклатура ("большевики-ленинцы", как они себя называли) были более образованные идеологи "швондеры". Сталинисты были грубее, просто чиновники "шариковы".
Но по канонам марксистского ханжества реальность считалась "вторичной", "частной" темой - а вот Высокие "идейные разногласия" куда важнее. Вот только их не удавалось наскрести...
Совсем другая история с БУРЖУАЗНЫМ перерождением. И "троцкисты", и "сталинисты" боялись, что "окрепшие кулаки и нэпманы" захотят "классового реванша", захотят взять власть. Собственно, чтоб избежать этой опасности, Троцкий и Сталин хотели "свернуть нэп", что и произошло. Эти страхи "диалектически обернулись" - постепенно сама партноменклатура стала "советской буржуазией", захотела не просто "привилегий", а настоящей частной собственности. Это и означало конец СССР. Но даже сегодня номенклатура и буржуазия - хоть и сообщающиеся, но РАЗНЫЕ сосуды, власть принадлежит чиновникам, а буржуазия - лишь покупатели на "номенклатурном рынке". Итого. Идейная борьба - при одинаковых идеях у противников. Страхи - перед мнимыми опасностями. Вместе с тем эта борьба с Ветряными мельницами (или расстрел своей тени) имела объективный смысл - так остывало ("остужало Себя"!) агрессивно пылающее Солнце Революции. Интересный эпизод в Истории Человеческого Безумия, "Истории Человечества".