Напомню, что сейчас в Законе "Об исполнительном производстве" сказано, что ни пенсии, ни денежные суммы, выплачиваемые в виде возмещения вреда, причиненного здоровью, ни различные компенсационные и единовременные выплаты, ни социальные пособия, ни материнский капитал не могут быть удержаны в случае, если есть взыскание на имущество должника. Однако изначально судебным приставам не известны источники поступления средств на банковские счета граждан и их назначение. Поэтому, к сожалению, на практике нередки ситуации, когда со счетов списываются пенсии, пособия и другие социальные выплаты.
В ряде случаев нарушаются права и законные интересы несовершеннолетних. Например, в Астраханской области судебный пристав наложил арест на денежные средства, находящиеся на банковском счете многодетной матери, у которой после смерти супруга осталось шестеро детей. На этот счет поступают ежемесячные пособия и субсидии, но после ареста женщина не могла ими воспользоваться.
В Москве имела место ситуация, когда у пенсионера-инвалида Афганской войны, оказавшегося должником, в полном объеме списывалась пенсия по старости.
Число людей, недовольных тем, что их таким образом лишают средств к существованию, постоянно растет. Незаконность взысканий граждане вынуждены доказывать в суде, затрачивая при этом свое время и деньги. Так, в 2016 году в российские суды было направлено 269 заявлений об оспаривании действий приставов по списанию с банковских счетов денежных средств социального характера. Из них было удовлетворено только 22 заявления.
В некоторых случаях суды указывали на то, что пристав должен выяснять назначение поступающих на счет должника средств в целях проверки правильности их удержания. В свою очередь, банки и иные кредитные организации не исполняют требования о предоставлении сведений об источниках поступления денег, ссылаясь на отсутствие в законодательстве обязанности отслеживания целевого назначения тех или иных средств.
Для исправления сложившейся ситуации нами были подготовлены три законопроекта.
Первый вносит изменения в Гражданский кодекс, согласно которым банки должны открывать специальные социальные счета, предназначенные только для зачисления средств, на которые в соответствии с действующим законодательством не может быть обращено взыскание. Также регламентируется порядок ведения этих счетов.
Второй законопроект предполагает изменение системы исполнительного производства. Банкам будет запрещено исполнять постановления судебных приставов в случае, если взыскание обращено на выплаты социального характера.
Третий законопроект вносит изменения в Кодекс об административных правонарушениях в части установления ответственности для уполномоченных органов и организаций за несоблюдение требований о перечислении социальных выплат на специальный банковский счет, а также за совершение банками операций по этим счетам, проведение которых не допускается Законом "Об исполнительном производстве".
Таким образом, пенсии, пособия, материнский капитал и другие социальные выплаты останутся неприкосновенны в случае удержания приставами денежных средств.
Служба судебных приставов уже поддержала данные изменения. Мы рассчитываем на то, что в ближайшее время будет получен позитивный отзыв правительства, а в начале осени эти законопроекты оперативно рассмотрит и примет Госдума.