Этот холдинг и раньше был известен, в том числе из публикаций в СМИ своими аппетитами на кубанские земли и неоднозначными методами ведения дел. Однако сейчас выяснилось, что даже заработанные таким образом миллионы долларов ростовские бизнесмены вкладывают отнюдь не в развитие российской экономики, а... в побережье Средиземного моря. По крайней мере, согласно отчетам испанских госорганов, инвестиции владельцев "Покровского" только в эту сытую европейскую страну превысили два миллиона евро. Уж не те ли это деньги, что заработаны на кубанских полях?
Глава крестьянско-фермерского хозяйства из станицы Привольной Нина Карпенко не раз становилась героем публикаций в прессе. Школьная учительница после смерти мужа возглавила его крестьянско-фермерское хозяйство и сделала КФХ одним из лучших в районе. Но чего ей это стоит. Уже третий год женщина практически в одиночку воюет со структурами концерна "Покровский", причем главные "бои" разворачиваются во время уборки. Главная сложность ее бизнеса не в том, чтобы вырастить урожай, а чтобы его отстоять. Порою - буквально перед натиском вооруженных "конкурентов". Вот что рассказывает с документами на руках Нина Карпенко:
- Примерно десять лет назад ко мне обратились люди, которые хотели расторгнуть договор аренды на земельные доли с ООО "Норд" и сдать их в аренду нашему хозяйству. Мы дождались окончания договора аренды и в 2013 году отмежевали 132 гектара, принадлежащие 27 собственникам земельных долей. Посеяли ячмень, но собирать урожай почему-то приехали комбайны концерна "Покровский". Им ООО "Норд" продало право уступки договора аренды. Захват урожая удалось остановить только при помощи полиции.
На этом история не закончилась. Осенью специалисты КФХ Карпенко внесли удобрения, вспахали землю, а на подготовленные к севу поля выехали... правильно, вновь структуры "Покровского".
- Зашли на поле десять "КамАЗов", пять "Нив" и где-то 25 человек охраны. Окружили поле по периметру и, просто физически заблокировав его, высадили кукурузу, - разводит руками фермер. - В дальнейшем мы вновь отмежевали поле, на этот раз осуществив индивидуально выделы каждому пайщику. В декабре 2015 года один из пайщиков умер, а его наследник тут же заключил договор с концерном "Покровский". Нас об этом не предупредили, межевых знаков не поставили, и мы спокойно обрабатывали полностью всю землю. Прошлой осенью посеяли на нем озимую пшеницу.
4 июля, когда урожай достиг полной спелости, сюда приехали кадастровые инженеры. Они и сообщили, что единственный пай, арендованный концерном "Покровский", находится - какое недоразумение! - прямо посередине. Тут же комбайны зашли на обозначенную кадастровыми инженерами долю и скосили пшеницу, выращенную КФХ Карпенко. Тут у кого угодно пропадет вера в справедливость.
В это же время на другом конце Краснодарского края, в Кущевском районе, тоже идет борьба за урожай. Но не на полях, а в залах судебных заседаний. И снова с подконтрольными "покровским" структурами. Мы едем в ООО "Агрокомплекс "Кущевский", который обрабатывает около шести тысяч гектаров. Их земли тоже приглянулись латифундистам из Ростова.
- На Кубани полным ходом идет уборка, каждый день критически важен. Озимые сеяли силами хозяйства, по всем научным нормам. Добились хорошей урожайности, в среднем более 60 центнеров с гектара. Но когда пришел час уборки, получили неожиданное известие - якобы наш урожай арестован, - рассказывает директор ООО "Агрокомплекс "Кущевский" Георгий Копыт.
Он показывает решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28 июня - запрет на пользование выращенным урожаем по иску АО "Маяк", тоже аффилированного с "покровскими". Судебное разбирательство по существу еще не началось, однако продать выращенное зерно хозяйство уже не может.
- "Маяк" последние три года - это стул, стол, печать и периодически меняющиеся конкурсные управляющие, преследующие определенные цели, - объясняет юрист Андрей Карпенко. - Меня удивляет прежде всего то, что суд оставил в стороне интересы реальных собственников этой земли - более тысячи пайщиков. Несколько сотен людей просто лишили права на получение арендной платы - если урожай арестован, из каких ресурсов агрокомплекс рассчитается со станичниками?
Несмотря на это, такой поворот событий может ударить по репутации именно местного хозяйства. Ведь арендатор теперь физически не сможет выдать людям натуроплату в виде пшеницы, сахара, муки, подсолнечного масла - все под замком судебных приставов. Стоимость "замороженного" урожая может составлять около 140 миллионов рублей. Для среднего хозяйства, живущего от уборки к уборке, это практически катастрофа.
"Маяк" уже не раз попадал под прицел журналистов. Как сообщают СМИ, у его истоков стояла адвокат Виктория Лесная, которая сейчас отбывает наказание за мошенничество в особо крупном размере. А еще Лесная является родственницей 86-летней Анны Данько - обычной бабушки из кубанской глубинки, которая благодаря "правильно решенным" земельным спорам вдруг в одночасье стала мультимиллионершей.
Эта история тоже очень показательная. В 2011 году пенсионерка Данько, владевшая всего двумя паями и вряд ли помышлявшая стать латифундистской, с чей-то подсказки обращается в суд с иском к одному из крупнейших сельхозпредприятий района ООО "Артекс-Агро". По закону пайщики имеют первоочередное право на выкуп земли в своем участке. Бабушка же заявила, что, скупая тысячи гектаров, "Артекс-Агро" нарушило ее права, и Кущевский районный суд переводит на Анну Ивановну права владельца "Артекс-Агро" по договорам купли продажи на более чем пять тысяч гектаров. Вскоре посыпались новые иски: несколько лет обрабатывая арендованную землю, которая по сомнительному праву досталась бабушке Данько, "Артекс-Агро", якобы, все это время незаконно обогащался. Сумма исков - сотни миллионов рублей - также поддержана судом.
У каждого разумного человека может возникнуть вопрос: а какое отношение престарелая женщина имеет к тысячам гектаров? Очевидно, что за рядовой колхозницей стоят другие структуры. Учитывая, что ее интересы в судах представляют юристы концерна "Покровский", нетрудно понять, кто именно.
Как выяснилось, жалобы на структуры "Покровского" поступают из Мостовского, Курганинского, Каневского, Лабинского, Приморско-Ахтарского и других районов. И везде ситуация примерно одинаковая - фермерам и средним местным хозяйствам, а порой и рядовым пайщикам приходится годами судиться с крупным холдингом. Многие просто сдаются, не веря в справедливость на местном уровне.
О методах "покровских" СМИ писали достаточно. Но еще более интересный вопрос, куда девают деньги "успешные ростовские бизнесмены"? Владея более 200 тысячами гектаров земли, концерн не построил ни одного крупного перерабатывающего предприятия, а инвестиции носят порой скорее номинальный характер.
Даже поверхностный поиск в зарубежных юрисдикциях показал, что председатель совета директоров концерна "Покровский" Андрей Коровайко имеет большие активы в Испании. Имя Андрея Коровайко значится в официальном бюллетене торгового реестра в разделе предпринимателей, зарегистрированных в курортной Малаге. Он обозначен как доверенное лицо компании NEBUG-2 SL. Если возникнут сомнения в том, что речь, мол, идет о полном тезке предпринимателя (ну мало ли в Испании Андреев Коровайко?), то это не так: менеджером в зарубежной компании числится Аркадий Чебанов, также имеющий отношение к ростовскому концерну "Покровский".
NEBUG-2 SL создана в июле 2013 года с изначальным капиталом всего три тысячи евро, занимается она "помощью в аренде и продаже земельных участков". Руководящие должности занимают Коровайко и Чебанов. Капитализация компании все время увеличивалась, достигнув к сегодняшнему дню 2,1 миллиона евро.
Как неоднократно писали в СМИ, у Коровайко к Испании вообще особые теплые чувства. Якобы он проводит там немалую часть своего личного времени и даже владеет там сетью отелей, ориентированных на обслуживание однополых пар.
Конечно, и интимные предпочтения, и зарубежный бизнес являются личным делом человека. Никто не имеет права судить предпринимателя за действия и поступки, если не нарушен закон.
Однако среди тружеников Кубани растет негодование. Что закономерно: агрессивные действия концерна, лишающего надежды фермеров развивать собственное хозяйство, порождают недоверие к органам правосудия. Претит людям и то, что плодородная кубанская земля обогащает людей, которым не интересны заботы государства по наращиванию потенциала отечественной сельхозэкономики. Парадокс. Неужели мы намерены равнодушно взирать на то, как бездарно расточается национальное богатство страны?