Минприроды предложило усилить контроль за оборотом древесины ценных пород

Контроль за заготовкой и оборотом ценных пород древесины будет ужесточен. Минприроды внесло в правительство законопроект об их маркировке при реализации на внутреннем рынке.

По словам министра природных ресурсов и экологии РФ Сергея Донского, законопроект разработан для пресечения незаконной деятельности в сфере заготовки и оборота древесины дуба, бука и ясеня. Древесина указанных пород признана ценной в связи с ограниченным ареалом распространения и высокой стоимостью при реализации на экспорт.

Сегодня целый ряд нормативных правовых актов правительства регламентирует оборот ценных лесных пород (дуб, бук, ясень), поставляемых на экспорт, однако контроль за оборотом древесины на внутреннем рынке не усилен дополнительными мерами. Документ предусматривает все стадии оборота древесины: заготовка, сделки, вывоз, для каждой из которых определено ответственное за маркировку древесины лицо.

Поправки вносятся в статью 50.2 Лесного кодекса. Законопроект расширяет перечень ценных лесных пород, добавив кедр как ключевой компонент хвойных лесов. Поштучная маркировка позволит получать достоверные сведения о собственнике, объеме, виде древесины, номере декларации о сделках с древесиной, необходимые для определения законности ее происхождения, а также выявлять и пресекать преступления при обороте древесины.

В среднем затраты на поштучную маркировку древесины ценных лесных пород простой бумажной заламинированной биркой оцениваются в 12 рублей на одно бревно, что несопоставимо с ущербом, наносимым государству от незаконного оборота древесины ценных лесных пород. Он исчисляется миллиардами рублей.

Маркировка ценной древесины простой бумажной заламинированной биркой оценивается в 12 рублей на бревно

"По экспертным оценкам, объем древесины дуба монгольского, необходимый для производства экспортируемых лесоматериалов, в среднем за период с 2004 по 2011 год превышал разрешенный объем вдвое, а в некоторые годы почти вчетверо (3,8 раза).

При применении коэффициентов выхода пиломатериалов из деловой древесины с учетом данных экспорта древесины ценных пород (дуба монгольского, ясеня маньчжурского) неучтенный объем такой древесины за период с 2011 по 2015 год составил 2 миллиона кубометров, из них 638,2 тысячи кубометров древесины ясеня и 1,36 миллиона кубометров древесины дуба. При расчете даже по минимальным ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов стоимость этой неучтенной древесины составляет 1,5 миллиарда рублей", - сообщили "РГ" в минприроды.

1,5 миллиарда рублей обошлась стране неучтенная за четыре года древесина

Как рассказал "РГ" Николай Шматков, директор лесной программы Всемирного фонда дикой природы (WWF), нелегально заготавливается полмиллиона кубометров дуба и ясеня ежегодно только на Дальнем Востоке. "Эти данные мы получили, просто сравнив объем экспорта этих пород, потому что в основном они идут на экспорт. Известно, сколько через таможню прошло и сколько было выдано документов на заготовку древесины, - поясняет он. - Сопоставили сколько продукции пересекло границу с тем, сколько для этого надо было вырубить леса. Вот и получили такие пугающие величины".

При этом основная проблема не в "черных лесорубах", которые едут в лес на тракторах заготавливать без документов древесину. "Как правило, источником нелегальной древесины служат легальные рубки, как это ни странно. Проблема в подлоге документов, в завышении цифр при проведении санитарных рубок, когда проводится легальная санитарная рубка, но вместо пораженных насекомыми-вредителями и гнилых деревьев вырубаются деревья хорошего качества и по правильно оформленным документам продаются", - говорит Николай Шматков.

Помимо необоснованно назначенных санитарных рубок, когда здоровые деревья вырубаются под видом больных, значительная часть особо ценной древесины появляется на внутреннем рынке вследствие верховых пожаров, устраиваемых "черными лесорубами". "Такая ситуация, например, сложилась с парком "Виштынецкий" в Калининградской области, где незаконно вырубались дубы, а потом реализовывались на рынке, - говорит эколог, эксперт Общероссийского народного фронта Дмитрий Миронов. - Если будет введена электронная маркировка древесины, то на любом этапе можно будет отследить всю цепочку до конкурентного выдела и выдела, где эта древесина была срублена, и позволит установить, была ли она срублена как "сгоревший лес" или вследствие необоснованных санитарных рубок".

Кроме того, эксперты напомнили, что с этого года должна была заработать система ЕГАИС для учета древесины и сделок с нею, но система так и функционирует в пилотном режиме. "Целесообразно, чтобы система учета ценной древесины не просто заработала как можно скорее, но и распространилась на все остальные виды древесины", - уверен Миронов. Также важно ужесточить контроль за легальностью санитарных рубок.

"Бороться двумя способами, - отмечает Николай Шматков. - Первый - полевой контроль, надо ехать в лес и смотреть, правильно ли оформлена санитарная рубка и насколько нуждается в ней лес. Второй - вывешивать информацию о планируемых санитарных рубках заранее в Интернете, чтобы можно было проверить, на законных ли основаниях она ведется. Шаги в этом направлении уже есть".