Документ обсудили не только в кабинетах министерств и ведомств, но и на заседании Общественной палаты Прикамья - ее члены совместно с региональным минстроем на протяжении уже нескольких месяцев ведут планомерную работу, направленную на снятие напряженности в этой сфере.
Решению проблем дольщиков и незавершенного строительства уделялось внимание и в Государственной думе - там прошли общественные слушания о создании инвестиционного фонда для защиты прав обманутых дольщиков. Предложение было внесено правительством РФ.
По словам первого заместителя председателя Общественной палаты Пермского края Светланы Денисовой, в Госдуме создана рабочая группа, планирующая не только заниматься документацией и оргвопросами, но и выезжать в регионы, в том числе и в Пермский край.
Разработка и принятие регионального документа, способного решить проблемы незавершенного строительства жилых объектов, по мнению Светланы Денисовой, - шаг, который трудно переоценить. Тем более что ранее механизм государственной помощи дольщикам был всесторонне обсужден на заседании Общественной палаты Прикамья.
Механизм предполагает три этапа в решении проблемы. Первый - консервация объекта с целью исключить ухудшение его состояния. Второй - завершение строительства. Третий - предоставление субсидии участникам строительства для компенсации расходов на его достройку.
На июльском заседании рабочей группы при Общественной палате рассмотрели примеры недостроев, которые планируется завершить в ближайшие годы. Министерство строительства и архитектуры Пермского края представило дорожные карты трех проблемных объектов по адресам улица Островского, 30, Декабристов, 97, и Кедровая,18, в селе Култаево.
Все объекты незавершенного строительства, а их сегодня в Прикамье 18, находятся в разной степени готовности. Так, первая очередь дома на улице Островского, 30, по оценкам специалистов, завершена на 98 процентов. А вот култаевский недострой, предполагавший три очереди, выполнен менее чем на треть. Причем при возведении первой очереди были допущены серьезные нарушения, а ко второй даже не приступали. Ситуацию упрощает только то, что деньги на строительство третьей очереди не были внесены и объектом заинтересовался инвестор, готовый его завершить.
Что касается недостроя на улице Декабристов, 97, то на сдачу в эксплуатацию двух очередей требуется более 350 миллионов рублей плюс накопленная задолженность за аренду участка. Пока тут начата процедура банкротства. Скорее всего, дом придется продавать с торгов, чтобы вернуть средства кредиторам.
Однако, согласно разработанным минстроем процедурам, существует возможность сдачи в эксплуатацию и заселения незавершенных объектов. Для этого жильцы должны организовать жилищно-строительный кооператив (ЖСК) и, взяв кредит в Пермском агентстве по ипотечному жилищному кредитованию (ПАИЖК), достроить дом. Власти со своей стороны обязуются осуществлять контроль на всех этапах достройки - от разработки проектной документации и переговоров с ресурсоснабжающими организациями о подключении к сетям до проведения технико-эксплуатационной и финансовой экспертизы.
Как заявил представитель дольщиков дома на Декабристов, 97, такой вариант развития событий имеет множество подводных камней. На создание ЖСК потребуются немалые средства, и внести их необходимо каждому участнику строительства. Чтобы передать полномочия от нерадивого застройщика в управление ЖСК, понадобится более 51 миллиона рублей. И такие расходы ждут каждое объединение дольщиков.
Словом, надеяться на то, что дома достроят без дополнительного финансового участия дольщиков, не приходится. Размер вложений будет зависеть от степени завершенности объекта и необходимости организации иных форм управления им. Положительная новость одна - список дольщиков, которые могут рассчитывать на государственную субсидию, весьма внушителен.
- Мы предлагаем обманутым дольщикам те инструменты финансирования незавершенного строительства, которые могут быть применены на практике и привести их к желаемому результату, - пояснил министр строительства и архитектуры Михаил Сюткин. - Поскольку используются деньги налогоплательщиков, процедура должна быть максимально прозрачной и контролируемой со стороны государственных и муниципальных органов. Технология завершения строительства жилого дома разработана, ее можно использовать. Возможно, она громоздка, но тратить бюджетные деньги можно только так. Хотя окончательное решение будут принимать сами участники строительства.
По словам министра, вопросов, требующих решения, немало, и, скорее всего, за каждым объектом незавершенного строительства будет закреплен бренд-менеджер, он и будет курировать достройку.
На следующем заседании Общественной палаты по проблемам обманутых дольщиков решено более подробно обсудить особенности создания ЖСК, сложности, которые могут возникнуть, и способы их преодоления.
Станислав Шестаков, адвокат Пермского фонда содействия ТСЖ:
- Данный законопроект можно назвать пилотным - наш регион первым принимает закон о господдержке обманутых дольщиков. На мой взгляд, он крайне необходим. Более того, считаю, что этот закон будет принят за основу в остальных субъектах РФ. Ведь проблема обманутых дольщиков актуальна для всех регионов. Это серьезный шаг вперед - ранее ничего подобного в законодательстве не было. Отрадно, что после обсуждения на заседании Общественной палаты законодатели значительно расширили круг лиц, которым может быть предоставлена субсидия. Еще очень важно определить цену достройки. К сожалению, не все дольщики получат право на субсидию. Но и условия, содержащиеся в постановлении, в частности, применение соответствующей государственной экспертизы, не позволят увеличить стоимость. Не придется переплачивать ни людям, ни государству, поскольку речь идет о субсидиях.