В этом году службе Государственного пожарного надзора исполняется 90 лет. За это время решено немало задач. Но, пожалуй, сейчас впервые надзор начинает меняться кардинально, переключаясь с репрессивного характера работы на партнерский и профилактический. Как продвигается эта реформа?
Сергей Кададов: Да, 90-летие - это солидный и зрелый возраст. Хотя по большому счету пожарная безопасность и надзор за ней начали развиваться еще в средние века вместе со строительством городов.
Если брать современную историю, то в 2015 году мы вошли в перечень пилотных надзорных органов, которые стали площадкой для Открытого правительства по реформе и реорганизации контрольно-надзорной деятельности.
С 2016 года у нас начался новый этап развития, который был нацелен на смену приоритетов. Руководством министерства была поставлена задача поменять репрессивный метод сути надзорных органов на метод партнерских отношений. В 2016 году мы выпустили постановление совместно с Открытым правительством и минэкономразвития, в котором классифицировали все наши поднадзорные объекты по пяти классам риска.
То есть по сути ввели риск-ориентированный подход?
Сергей Кададов: Совершенно верно. Благодаря ему уже в 2017 году мы вывели из-под надзора более семисот тысяч объектов, которые попали в слабую степень риска.
То есть это объекты, которые не несут никакой угрозы ни для тех, кто там бывает, ни для окружающих. И в то же время выбрали для пристального надзора две самые сложные категории - высокого и значительного риска, которые мы должны проверять раз в три и в четыре года. По всем остальным объектам мы определили сроки посещения инспекторами в 7 и 10 лет.
Кроме того, мы ушли от палочной системы, когда инспектор должен был составить большое количество протоколов. Теперь мы поменяли оценку эффективности деятельности органов надзора.
Основными критериями стали показатели, которые характеризуют в целом защищенность населения. Это и снижение количества пожаров, и снижение числа погибших, снижение материального ущерба от пожаров и ряд других показателей. Более того, в новом Административном регламенте по надзору за выполнением требований пожарной безопасности основной формой деятельности инспектора определена профилактика. Причем инспектор должен объяснить, показать, рассказать, как проще и, может быть, даже экономичнее объект, здание или помещение защитить.
Проверок и давления на бизнес при этом стало меньше или больше?
Сергей Кададов: На порядок меньше.
Мы, в принципе, сегодня запретили в приказном порядке проверять малый и средний бизнес. Наш второй приоритет в работе - это как раз активное снижение административной нагрузки на бизнес. При этом высвободившееся от проверок время мы теперь стараемся тратить на профилактические меры.
Сегодня для каждого субъекта России разработана своя программа профилактики, где прописаны все возможные риски и порядок профилактических рейдов на весь год, начиная с весенних паводков и заканчивая зимними каникулами. Кроме того, мы стараемся привлекать к профилактической работе, особенно летом, представителей общественных организаций и органов исполнительной власти.
Как итог - по сравнению с 2015-2016 годами, мы имеем положительную динамику и по снижению количества пожаров - почти на пять процентов, и по снижению погибших - около шести процентов.
Как вы думаете, насколько еще удастся увеличить эту положительную тенденцию?
Сергей Кададов: Если говорить на далекую перспективу, то еще в 2016 году мы в рамках стратегического планирования разработали совместно с Открытым правительством паспорт стратегического развития органов надзорной деятельности до 2025 года. Например, мы планируем, что количество пожаров и погибших к 2025 году должно сократиться на 30 процентов. Кроме того, согласно паспорту, мы постепенно заменяем надзорные функции на профилактические. И хотим, чтобы к концу 25-го года этот блок кратно преобладал над надзорными мероприятиями в соотношении 70 к 30.
Ваши поднадзорные, в частности бизнесмены, уже поняли, что профилактика для них гораздо интересней, чем тотальный контроль и штрафы? Или им проще по старинке - заплатить штраф и жить спокойно до следующей проверки?
Сергей Кададов: Когда мы только начали эту работу, все воспринималось с опаской, особенно со стороны представителей малого и среднего бизнеса. Боялись, что придут к инспектору на консультацию, расскажут о своих проблемах и недостатках, а он им в ответ - штрафы и административные санкции.
Но мы постепенно доказали, что у нас нет никаких репрессивных задач. Сегодня работа выстраивается двусторонняя, обоюдная, и мы не всегда успеваем полностью охватить всех желающих, кто хотел бы получить консультации сотрудника ГПН. У нас на сайте не так давно заработал онлайн сервис, который сопровождает реформу контрольно-надзорной деятельности. На него поступает, например, много вопросов от начинающих предпринимателей, которые взяли в аренду здание или помещение, и не всегда знают, где права и обязанности собственника, а где арендатора.
Мы стараемся разъяснить все вопросы, даже вплоть до того, как правильно составить договор аренды.
В последние годы МЧС России очень активно выходит на международный уровень, сотрудничая с зарубежными службами. Органы пожарного надзора наверняка тоже принимают в этом участие?
Сергей Кададов: Действительно, у нас взаимодействие всегда тесное. Именно на уровне служб экстренного реагирования по разного рода видам опасности и угроз. В июне в рамках Евразийского экономического союза мы приняли технический регламент, который определяет требования к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения. Он будет распространяться на все государства, которые входят в Евразийскую экономическую зону.
И в следующие полтора года мы должны совместно с нашими коллегами принять единые нормы, стандарты и требования к продукции, которая будет перемещаться не только у нас в Российской Федерации, но и по всей Евразийской зоне.
В год юбилея государственного пожарного надзора что бы вы пожелали коллегам?
Сергей Кададов: Хочется пожелать крепкого здоровья и терпения. У нас очень непростая, сложная миссия. С одной стороны, она не всегда заметна, как работа наших оперативных экстренных служб, которые тушат пожары и ликвидируют последствия ЧС. Наша работа связана с тем, чтобы этого не происходило. Второе, что хочется пожелать, - чтобы в семьях наших сотрудников всегда царили благополучие и уют.
И, приходя домой, они испытывали комфорт и самые теплые добрые чувства. И вообще, чтобы нашему инспектору было проще работать с населением, которое воспринимало бы его как друга, помощника, консультанта.
С 2016 года в рамках совершенствования контрольно-надзорной деятельности Государственного пожарного надзора МЧС исключены надзорные мероприятия в отношении всех субъектов малого предпринимательства.
Система риск-ориентированного подхода при осуществлении надзора позволила сократить количество проверок за два последних года на 40 процентов. В два раза сокращено количество принимаемых административных мер. Эти тенденции сохранились и в первом полугодии 2017 года. Количество плановых проверок снижено на 34,4 процента, внеплановых - уменьшено на 34,6 процента.
В рамках повышения правовой грамотности населения и бизнеса введена практика ежеквартальных публичных обсуждений правоприменительной практики органов надзорной деятельности на федеральном и региональном уровне.
Проводимая системная работа обеспечила в среднем ежегодное снижение количества чрезвычайных ситуаций и пожаров на 4 процента, число погибших людей - на 7 процентов, травмированных - на 5 процентов.