19.07.2017 19:04
    Поделиться

    Почему Кристофер Нолан решил снять фильм о Второй мировой войне

    В прокат выходит "Дюнкерк" Кристофера Нолана
    Почему самый успешный режиссер Великобритании вдруг решил взяться за фильм о Второй мировой, в общем-то, понятно. Кристофер Нолан давно уже метит в пантеон "серьезных" режиссеров. Однако его до сих пор довольно холодно принимает Американская киноакадемия - его фильмы, несмотря на большой успех и у зрителей, и у критиков, консервативный киноистеблишмент считает слишком "развлекательными". Мол, негоже экранизациям комиксов и фантастике раздавать главные "Оскары". А военное кино - проторенная дорожка к вожделенным наградам. Во-вторых, Дюнкерская операция стала одним из главных успехов британской армии в начале Второй мировой войны.

    В мае 1940 года, когда нацистские войска вошли во Францию, возникла необходимость эвакуировать оттуда 400 тысяч английских военнослужащих. Командование смотрело на эту задачу скептически - изначально речь шла о том, чтобы спасти десятую часть солдат и офицеров. Однако благодаря героическим действиям удалось спасти почти 350 тысяч военных. Самое то, чтобы сделать из этой истории эффектную и душераздирающую героико-патриотическую сагу.

    И вот тут начинается главное удивление. Потому что Нолан с первых минут опрокидывает все ожидания на свой счет. В первую очередь поражает, насколько смело он обращается с канонами военного кино, которые складывались в Голливуде десятилетиями. В данном случае он жертвует двумя "священными коровами" драматургии военного фильма - протагонистом и плавным нарративом, когда драматургический рисунок напоминает синусоиду, а напряженные моменты перемежаются спокойными повествовательными кусками.

    "Дюнкерк" - одна сплошная кульминация длиной 106 минут. Действие тут стремительно стартует с внезапного обстрела британских солдат в идиллическом французском городке и уже спустя пять минут без всякой передышки попеременно переключается на три локации. Первая - побережье Нормандии, на котором офицеры и несколько десятков тысяч солдат ждут, когда из Британии за ними придут эвакуационные суда. Вторая - два корабля в море. На эсминце сходят с ума от страха из-за постоянных обстрелов и падающих с воздуха бомб несколько десятков английских солдат и нелегально проникший в трюм французский военный.

    "Дюнкерк" - тот случай, когда патриотический пафос оказывается универсальным

    В это же время на гражданском катере спасенный экипажем британский военнослужащий (Киллиан Мерфи), не отдавая отчета в том, что он делает, тяжело ранит одного из своих спасателей. Третья локация - небо, где идет сражение между английским летчиком (Том Харди) и нацистскими пилотами.

    Завязав несколько драматургических узлов и перемешав несколько времен (события в фильме развиваются нелинейно), Нолан и не думает сбрасывать темп повествования -и чем дальше, тем еще туже завязывает эти узлы. Столь плотной режиссуры в военном кино мы не видели давно. Если попытаться привести ближайший кинематографический аналог "Дюнкерка", то это будет "Спасти рядового Райана" . Но не весь фильм, а самая знаменитая его часть - высадка союзников в Нормандии (тут следует отметить иронию момента - Нолан снимает примерно в тех же краях про события, прямо противоположные). По уровню погружения зрителя в хаос и ужас войны эти десять минут спилберговской картины до сих пор считались непревзойденными. А теперь представьте себе, что "Дюнкерк" весь сделан как эти десять минут. Без всякого 3D ты то оказываешься в кабине истребителя, то впадаешь в отчаяние на давшем течь эсминце, то вдруг испытываешь чувство облегчения при виде "родных" кораблей.

    И если дальше проводить аналогию с фильмом Спилберга, то можно сказать, что "Спасти рядового Райана" - это традиционный духоподъемный гимн. А "Дюнкерк" - модернистская героическая симфония. Не случайно саундтреком тут служит замедленный в несколько раз "Нимрод" Эдуарда Элгара.

    Именно логика героической симфонии диктует и отказ от одного протагониста. Нолан не слишком детальными штрихами описывает персонажей "Дюнкерка". И эти штрихи не выбиваются за рамки банальности. Вот рассудительный английский командир (Кеннет Брана), ждущий вместе с солдатами спасения на берегу Ла-Манша. Или его ровесник, морской волк (Марк Райлэнс), который выходит на маломерном катере спасать своих сограждан. А вот совсем мальчишка, дрожащий как лист под осенним ветром английский солдат (Фионн Уайтхэд), впервые в жизни совершивший настоящий поступок, не дав на растерзание своим соотечественникам французского товарища. Или не снимающий весь фильм маску летчик. Они не герои, а лица с группового портрета - большинство из них даже ни разу не назовут по имени. Потому что главный герой "Дюнкерка" - это не какой-то один человек, а народ. И потому успех операции тут не персонифицирован - Нолан упаковывает в свой изобретательный фильм очень простую мысль о том, что "чудо в Дюнкерке" (именно так называют эту операцию в Британии) - заслуга коллективная и общенациональная.
    И это ровно тот случай, когда патриотический пафос оказывается универсальным - чтобы разделить его, вовсе не обязательно быть подданным британской короны или даже испытывать к ней особый пиетет.

    Прямая речь

    Кеннет Брана, исполнитель роли командира Болтона:

    - Независимо от того, насколько его прежние фильмы кассовы, Кристофер остается самостоятельным художником и кинорежиссером. Я и другие были свидетелями во время съемок "Дюнкерка" - что это "ручная работа": детальный подход Нолана проявлялся даже в самых маленьких аспектах этой гигантской операции, которая целиком и полностью находилась под его контролем. Можно было увидеть, что это - огромная махина, даже просто прогуливаясь вдоль пляжа, на котором находилась бесчисленная массовка. И он видел все насквозь, вплоть до мельчайших подробностей. Но, независимо от масштабов, ему, похоже, удалось сделать очень личный фильм.

    Подготовила Сусанна Альперина

    Поделиться