Именно овощи и фрукты подорожали больше всего в этом году. И это неудивительно - частые дожди, ветер, затяжной холод... Какая зелень все это выдержит? А потому москвичи не ждут запасов на зиму со своих огородов, говорят, всю заготовку придется везти с рынка. Но и там не разгуляешься. Так, в июне капуста стала дороже в 1,5 раза. Сейчас за килограмм белокочанной надо отдать 60 рублей. Дороже стали яблоки, апельсины, свекла, картофель и морковь - в среднем на 15,9-22,4%. Но картофель скоро подешевеет, успокоил Дмитрий Востриков, исполнительный директор ассоциации "Руспродсоюз". По его словам, произойдет это, как только в массовом порядке начнет поступать новый урожай. Пока же килограмм картошки стоит 45 рублей. Хотя и дорого, но уже на два рубля в среднем дешевле, чем это было в конце июня.
Спасают москвичей подмосковные теплицы, в которых выращивают огурцы и помидоры. Они единственные в продуктовой корзине не только не дорожают, а даже скинули цену на 25% и 23% соответственно. Томаты можно купить уже по 114 рублей за килограмм, а огурцы - за 76.
Эксперты уверяют, что в столице можно собрать значительно дешевле росстатовской и продуктовую корзину в целом. Для этого нужно идти не на рынок и не в маленькие магазинчики по соседству с домом, а в сети. В пресс-службе X5 Retail Group сообщили, например, что минимальный продуктовый набор в московских магазинах у дома с начала года стабильно был дешевле росстатовского на 17%. Причина такой разницы - постоянная работа с поставщиками по сдерживанию цен, высокая конкуренция торговых сетей в крупных городах. Представитель группы компаний "Дикси" Владимир Русанов добавил, что их розница имеет возможности не допускать роста цен за счет эффективной логистики и длительного хранения больших партий продукции на современных распределительных центрах с соблюдением необходимых температурных режимов и без потери качества. К тому же в супермаркетах можно найти товары под собственной торговой маркой, владельцем которой является розничная сеть, которые на 20-25% дешевле брендированных аналогов.
Сами покупатели продолжают вести себя осторожно, сдерживаясь от незапланированных покупок. "Как и в кризисный год, клиенты все так же осознанно подходят к выбору товара, оптимизируя бюджет, обращают внимание на цену. Многие покупают только самое необходимое", - говорит Мария Курносова, директор по коммуникациям "Ашан Россия". Подтверждает эту тенденцию и рост объема продаж товаров под собственной торговой маркой сетей. Это, как правило, товары из категории "первая цена", то есть с самой низкой стоимостью.