Тонна угля в этом году, как следует из отчета американского министерства энергетики, обойдется украинским покупателям в 206 долларов. Год назад ее можно было купить всего за 71 доллар без учета транспортных расходов. При этом даже прошлогодняя цена американского угля была примерно на треть выше стоимости топлива, которое, несмотря на гражданскую войну, поставлялось на территорию Украины из Донбасса до официального объявления Порошенко транспортной и торговой блокады региона: уголь с "неконтролируемых территорий" Киев, а вернее структуры бизнесмена Рината Ахметова покупали максимум за 50 долларов.
Примечательно, что цены на пенсильванский уголь выросли через две недели после того, как Петр Порошенко во время визита в Вашингтон объявил о начале поставок общим объемом в 2 миллиона тонн, а делегация украинского правительства посетила офис крупнейшей американской угледобывающей компании Xcoal в Пенсильвании. В подорожании нет прямой вины Порошенко, не успевшего вникнуть в образ мысли и действия американского коллеги, отказавшегося от безвозмездной поддержки союзников и сателлитов и объявившего во внешней политике курс на экономию и прагматизм. Точно так же, как Украина уголь, Польша купила у Вашингтона устаревшие зенитные комплексы Patriot по цене в полтора раза выше той, за которую они продавались при Обаме.
Однако обвинить американского коллегу в жадности и спекуляции на объективных проблемах Украины у Порошенко не получится: решение министерства энергетики продиктовано понятной украинскому президенту рыночной логикой, где в стоимости товара учитывается как срочность поставки, а Украине уголь нужен срочно, так и отсутствие альтернативных источников сырья. В возникновении обоих этих факторов официальный Киев может винить только себя.
Уныние вызывают будущие американские контракты и у украинских экспертов энергетического рынка. Они указывают, что "законтрактованные" Порошенко объемы не решают проблему дефицита топлива на украинских ТЭЦ и ТЭС - на отопительный сезон им требуется больше 20 миллионов тонн, а существующая на сегодняшний день "дыра" в угольном балансе составляет 8 миллионов как антрацита, так и газовых углей. Остаются у украинских наблюдателей и большие сомнения в том, что на Украину прибудут именно 2 миллиона тонн, обещанные Порошенко. Во-первых, шахтеры Пенсильвании в принципе не добывают такие объемы антрацита (именно эта марка угля жизненно необходима украинским энергетикам). Во-вторых, официально представители украинского правительства анонсировали прибытие только шести сухогрузов из США по 120 тысяч тонн каждый, что в сумме составляет менее трети от заявленных Порошенко объемов.
Все вместе вызывает у украинских экспертов подозрение, что в реальности разрыв в энергетическом балансе будет покрываться за счет все того же угля из Донбасса, который по документам будет оформлен как американский, польский или южноафриканский. По такой же схеме сегодня Украина получает реверсный российский газ, более дорогой, чем при прямых поставках, зато официально считающийся "европейским".
Быстрее всего на подорожание американского угля отреагировала национальная акционерная компания "Нафтогаз", уже предупредившая население о повышении стоимости газа на 19 процентов с 1 октября - более чем до 200 долларов за тысячу кубометров. Связь между углем и газом в украинской энергетике прямая - газовая электрогенерация, более дорогая при прочих равных условиях, станет заменой угля в момент пиковых нагрузок. В целом же стоимость газа для населения и промышленных потребителей выросла после "революции достоинства" почти в девять раз. Иное дело, что Порошенко и компания по-прежнему готовы расплачиваться деньгами рядовых украинцев за свой самоубийственный политический курс, и с этой точки зрения угольные контракты с США выгодны Киеву - это плата за внимание Вашингтона и фотосессию Порошенко с Трампом.