Уже восемь лет, как в Бресте возродили эту старинную традицию - зажигать на главной пешеходной улице в центре города керосиновые фонари. А поскольку должности фонарщика, которая существовала еще более 100 лет назад, в штате коммунальной службы нет, исполняет эту почетную миссию электромонтер Виктор Кирисюк. Необычный ритуал сразу стал визитной карточкой города.
...На символических часах выставлено точное время зажжения фонарей. Оно привязано к графику включения городского освещения. Чем длиннее световой день, тем позже зажигаются огни. Но керосиновые фонари должны загораться первыми в городе, а электрические - с последней свечой. Фонарщик появляется около десяти вечера. Его уже ждут нетерпеливые туристы с фотоаппаратами и видеокамерами. Действо начинается строго по расписанию.
Уличное освещение в Европе начало внедряться еще в XVII веке, первые фонари были масляными.
Виктор Кирисюк подходит к первому столбу и приставляет к нему лестницу. Чинно достает зажигалку, пристегнутую к поясу, медленно поднимается вверх, открывает дверцу кованого фонаря, за стеклом которого вмонтирована керосиновая лампа. Фитиль вспыхивает. Первый - есть! Спускается - и сразу фотосессия:
- Мама, я забыл желание загадать! - кричит десятилетний мальчишка, возвращается, потеснив других туристов, дотрагивается до пуговицы и довольный убегает.
Для Виктора Кирисюка картина привычная. Хотя сам он еще лет десять назад и представить не мог, что станет городской достопримечательностью и символом добрых чудес для тысяч людей. А вот с энергетикой он, уроженец деревни Залядынье Ивановского района Брестской области, связал всю свою жизнь:
- Я учился в Пинской морской школе от ДОСААФ. Получил специальность "электрик надводных кораблей". Отслужил три года на флоте. А потом попал в Брест, в организацию "Брестгорсвет". Общий стаж в энергетике - 39 лет.
Чтобы перейти от работы с электрическими фонарями к керосиновым, Виктору Кирисюку пришлось пройти серьезный кастинг. Ритуал зажжения фонарей в Бресте возродили в 2009 году, когда город отмечал 990-летие. Осветительные мачты стилизовали под конец XVIII - начало XIX века. Специальные керосиновые лампы "Брестгорсвет" закупили в России, а кованые обрамления выполнили брестские мастера. В лампах - экологически чистый осветительный керосин, который производят в Новополоцке.
На роль городского фонарщика был строгий отбор из нескольких десятков претендентов. Почему выбрали именно Виктора Кирисюка, сейчас уже трудно сказать. Сошлось многое. Во-первых, внешность. Брестский фонарщик и впрямь похож на героев сказок Андерсена. Еще один плюс - его коммуникабельность и врожденная интеллигентность. Угрюмый или раздражительный фонарщик вряд ли стал бы городским талисманом. А еще у Виктора нет вредных привычек. Не пьет, не курит, ведет здоровый образ жизни. И это в работе большое подспорье, ведь в сутки приходится подниматься и спускаться по лестнице более 60 раз.
За разговором Виктор Петрович не отвлекается от работы. Переходим с ним от фонаря к фонарю. Публика недовольна: я со своим диктофоном отвлекаю человека и не даю сделать с ним памятные кадры. К такому вниманию Виктор Кирисюк привык. Общение с туристами и завсегдатаями для него в радость:
- Люди радуются жизни, дарят мне свои эмоции. Что еще нужно для счастья? Если довольны окружающие - доволен и я.
Брестский фонарщик работает один, без сменщика. Никаких выходных и отпусков. В любую погоду и во все времена года. Люди узнают его в лицо и хотят видеть именно таким. Когда-то Виктор отрастил усы, но брестчанам это не понравилось. Пришлось сбрить.
Вечером к фонарям Виктор добирается своим транспортом. А ранним утром - на служебной машине. Фонарщик ведь должен не только зажигать свечи, но и гасить их. Летом, например, после 4 утра. Зимой чуть позже, но с учетом того, что домой он возвращается затемно, хорошенько поспать не удается. После того как фонарь погашен, его ведь еще нужно обслужить. Почистить, поменять грязные стекла, подрезать фитили. И обязательно залить свежий керосин. Чтобы вечером вновь подарить городу свет.
Досье "СОЮЗа"
В России фонари появились при Петре I в 1706 году в тогдашней столице Санкт-Петербурге, на фасадах некоторых домов около Петропавловской крепости. Первые стационарные светильники загорелись на петербургских улицах в 1718 году. Регулярное уличное освещение было введено в 1723 году - на Невском проспекте установили масляные фонари. "Днем рождения" городского освещения Москвы считается 25 октября 1730 года, когда Московский магистрат издал указ "О сделании для освещения в Москве стеклянных фонарей".
В Минске первые ночные огни также появились в XVIII веке. В основном они размещались над входами и брамами в центральные усадьбы и другие дома. Комплексно же уличное освещение начало вводиться в городе только в конце XVIII - начале XIX столетия. В Бресте такое освещение появилось в XIX веке по наказу городского головы. Со временем керосиновые фонари заменили на спиртовые, которые также гасились вручную. К 1851 году, согласно историческим данным, в городе их было более пятидесяти.