Пока "тайные пассажиры" работают в электричках, курсирующих между столицей, Тверью и Конаково. Как рассказали "РГ" в пресс-службе Московско-Тверской пригородной пассажирской компании, такой проект запускается впервые. С помощью народных контролеров в МТППК решили узнать, что стоит улучшить в работе разъездных кассиров. С 13 июля по 10 августа они будут находиться под наблюдением "тайных пассажиров" ежедневно с 6.00 до 22.00.
У всех "тайных пассажиров" с собой неприметные видеокамеры, которые непрерывно записывают все происходящее. А еще есть анкеты, где наблюдатели фиксируют впечатление от поездки. Например, записывают, комфортная ли температура в вагоне, чисто ли в нем, в порядке ли туалеты. Но большее количество вопросов анкеты все-таки касается контролеров. Пассажир должен зафиксировать, как часто они заходят в вагон и насколько активно работают. Отдельно нужно написать, здоровается ли кассир с проезжающими, каким тоном разговаривает и как реагирует на "зайцев": высаживает ли на ближайшей остановке, игнорирует или, того хуже, берет взятку.
Отдельный пункт - внешний вид контролера. Оценивается буквально все, начиная от состояния форменной одежды и заканчивая запахом парфюма. После каждой поездки пассажир-ревизор составляет отчет. Причем перевозчики требуют от "работников" не только голых фактов, но и своих мыслей по поводу работы всех железнодорожных служб.
Каждый день компания-перевозчик принимает отчеты "тайных пассажиров" не менее чем о шести поездках. После каждой из них требуется как минимум по две анкеты. Плюс - видеозапись, с которой еще нужно "нарезать" эпизоды с нарушениями. Раз в неделю нужно составлять рейтинг недочетов и указывать, какие из них встречаются чаще всего и как лучше их устранить.
Формально "тайные пассажиры" - сотрудники рекламного агентства, с которым МТППК заключила договор. Как рассказали "РГ" сотрудники организации-подрядчика, на роль наблюдателей проводился специальный кастинг. "Приоритет отдавали активным и общительным людям, - сообщили организаторы отбора. - Очень важно, чтобы человек сильно не выделялся из общей массы проезжающих". Точное количество "тайных пассажиров" в рекламном агентстве отказались назвать, но отметили - набрали их с большим запасом. Ведь наблюдать за контролерами нужно в течение 16 часов, поэтому "тайным пассажирам" в течение дня полагается смена. Кроме того, их перебрасывают с одного маршрута на другой, чтобы они не примелькались. Народным инспекторам платят зарплату, но ее размер не разглашается. Зато известно, что на такую работу пошли люди почти всех возрастов: самому младшему "тайному пассажиру" 18 лет, самому старшему - 56.
Образец отчета "тайного пассажира"
Пригородный поезд N 6718 сообщением Москва - Тверь на участке Москва - Решетниково (время проверки 19.37-22.26). Населенность пригородного поезда на участке Москва - Решетниково 80%. Пригородный поезд сформирован из 12 вагонов, проверку и оформление проездных документов (билетов) осуществляли 2 кассира-контролера (номер жетонов 15 и 25). Кассиры-контролеры до станции Подрезково стояли в тамбуре первого вагона, проверку и оформление проездных документов (билетов) не осуществляли. Затем проверку и оформление документов (билетов) проводили некачественно, наличие у пассажиров документов, подтверждающих льготный статус, не спрашивали, оформляли проездные документы (билеты) на предложенную сумму, диалог с пассажирами не ведут, не спрашивают станцию отправления, назначения. Кассир-контролер (жетон N 15) одному из проверяющих на предложенную сумму оформила проездной документ (билет) N 332 (информация на билете) от ст. Новоподрезково до ст. Подсолнечная на сумму 52 рубля 50 копеек, при этом станцию отправления и назначения не спросила. Кассир-контролер (жетон N 25) курил в тамбуре вагона (видео прилагается).