- Мы решили изучить, зачем стали выходить в Сеть жители разных регионов России и что они там делают сегодня. Поговорить с экспертами и обычными пользователями, проанализировать статистику. История Интернета в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других городах описана энтузиастами. Но цельной картины нет. Начали мы с Воронежа, где сегодня работает 200 IT-компаний, - пояснила руководитель проекта Полина Колозариди.
В советские годы здесь делали компьютеры и даже планировали устроить что-то вроде Силиконовой долины. Но после развала СССР местным электронщикам стало не до экспериментов. Интернет осваивали вузы, политех и ВГУ. На государственные и иностранные гранты они подключали учебные заведения, больницы и библиотеки.
Первый директор интернет-центра ВГУ Леонид Кулапин рассказал москвичам, как собрал сканер из принтера, факса и модема. А глава отделения Федерации интернет-образования Сергей Ландсберг - как связал два компьютера в разных корпусах с помощью лазерных установок на крыше.
- До 1995 года провайдеры в Воронеже работали в основном с банками, - отметил участник экспедиции Леонид Юлдашев. - Подключение стоило тысячу долларов (при средней зарплате в 50). До 2001-го бизнес не ощущал особой нужды в Интернете - медленном, дорогом и "занимающем" телефонную линию. Когда диал-ап набрал популярность, появились локальные сети, где можно было обмениваться книгами, музыкой и фильмами.
Лет десять назад технологий подключения стало много. Но в старых домах (даже в центре) "поймать Сеть" все еще сложно. В частном секторе исследователей удивили wi-fi без пароля (хозяева полагают, что незваных гостей не будет) и "хомуты" из проводов на столбах.
- Госкомпания, владеющая канализационными колодцами, не пускает частников "под землю". И они тянут провода по верху, аренда столба - 600 рублей в месяц, - отметил Леонид Юлдашев.
Изучили социологи и феномен Большого воронежского форума, который был основан в 2000 году для торговли, побывал главным местом для дискуссий и не умер до сих пор. Он, как и "Живой журнал", позволил сплотиться активистам. Правда, общаются они теперь в соцсетях. Формат форума свое отжил.
Члены экспедиции наведались на компьютерные курсы: пенсионерам втолковывают, как устроена машина, а их интересует скайп и "Одноклассники". Одна из выпускниц так освоилась, что продала квартиру онлайн. На улице социологи познакомились с 69-летней женщиной, которая сидит в Интернете дольше, чем ее внук-четвероклассник. Пользоваться компьютером она научилась до пенсии, но подружилась с ним, когда решила найти старых знакомых. Общается в соцсетях каждый день, поругивает власть в популярных пабликах.
Еще одна пенсионерка заявила, что страдает от информационной перегрузки, хотя в Интернете ищет только лекарства. Рабочий с окраины сообщил, что скачивает аудиокниги и рецепты для мамы. Но придумать хороший запрос ему нелегко. Если на поиск уходит больше трех часов - он откладывает его на завтра. Переселенка из Луганска призналась, что через Интернет нашла знакомых, работу и хобби.
Полина Колозариди, социолог, младший научный сотрудник Высшей школы экономики:
- Футурологи предрекают будущее, где все живут в виртуальной реальности. Но за пределами центра Москвы люди не очень понимают, зачем им Сеть. Их часто воспринимают как недотеп: мол, все новое - это же хорошо! Но за прогрессом не всегда стоит гоняться.