Денис Борисович, в рамках авиакосмического салона МАКС-2017 было подписано соглашение о сотрудничестве между Ульяновской областью и Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК), которое, в частности, предусматривает создание в регионе центра кастомизации самолетов на площадке ПОЭЗ. В чем суть проекта?
Денис Барышников: ОАК планирует сделать на нашей площадке универсальный центр кастомизации под все типы воздушных судов, которые корпорация производит или планирует производить. Но в целом, это можно рассматривать как пример реинжиниринга производственных процессов, которые проходят сегодня во всей корпорации. Чтобы понять, чем это вызвано, нужно вернуться в историю. В советское время все авиазаводы в стране были построены по принципу вертикально интегрированных структур со всем технологическим комплексом, начиная со вспомогательных производств и заканчивая финальной сборкой. Этот принцип хорош в плановой экономике, но в рыночной, в случае отсутствия спроса на готовую продукцию, все эти технологические переделы становятся бременем для заводов. И в этой ситуации необходимо изменить сам принцип организации производства с формированием центров компетенций. Чтобы, как в нашем случае, был один центр кастомизации под все типы самолетов, а не аналогичные службы на каждом заводе. За счет этого повышается качество и производительность при одновременной экономии средств.
Как это будет реализовано на практике?
Денис Барышников: Это хорошо видно по той логике формирования центра кастомизации, которая подразумевает два основных процесса - покраску самолета в цвета заказчика и установку интерьера.
А интерьерное производство - это около тысячи позиций, начиная от различных панелей обшивки, кухни и заканчивая креслами, системами вентиляции и безопасности. Поэтому на базе центра будет сформирован настоящий микрокластер производств, и целый ряд компаний уже ожидает, кода этот проект "приземлится" в нашей экономической зоне, чтобы рядом взять площади в аренду или создать собственное производство. Таким образом выстраивается цепочка кооперации в одном месте. А производство интерьера оказывается рядом с местом установки. Интегрировать большое количество производств комплектующих в одном месте очень выгодно.
Какие еще перспективные проекты планируется реализовать на вашей площадке?
Денис Барышников: Можно выделить три основных направления. Первое, исторически сложившееся, касается авиационного производства комплектующих для авиации. Первые резиденты уже работают. Например, "ПРОМТЕХ-Ульяновск" производит бортовые кабельные сети для самолетов МС-21 и ИЛ-76. Также к нам заходит компания "Аэросила", которая будет производить аэроамфибии - маленькие самолеты, которые могут садиться и на землю, и на воду, и на снег. На 40 гектарах площадки находится большая рулежка для самолетов. Там мы планируем разместить бизнесы, связанные с техническим обслуживанием воздушных судов. Сейчас ведем переговоры по привлечению туда дополнительных операторов.
Второе направление связано с тем, что наша ПОЭЗ - фактически единственная зона логистического профиля в России. И она позволяет вести не только производственную деятельность, но и осуществлять оптовую торговлю и дистрибуцию как российских, так и иностранных товаров с предоставлением компаниям налоговых льгот, которые существуют в законодательстве. Можно размещать распределительные центры на очень льготных условиях с налогом на прибыль всего три процента. Благодаря тому, что в Ульяновске открыт таможенный пункт, есть возможность ввоза иностранных товаров без уплаты НДС и таможенных пошлин.
Третье направление - инфраструктурное. Мы понимаем, что сейчас самым важным фактором инвестиционной привлекательности является даже не налоговые или таможенные льготы, а в целом компетенции людей и место расположения. Мы приступили к проектированию поселка инвесторов. Под этот социальный проект выделено 150 гектаров земли на берегу Волги недалеко от города. Там будет создана вся необходимая инфраструктура, чтобы наши резиденты могли включать этот момент в свои социальные пакеты для привлечения квалифицированных кадров.
Все это вместе взятое делает площадку портовой экономической зоны крайне перспективной для самых разных бизнес-проектов.