Однако положительный рост вовсе не означает решения проблемы глобальных загрязнителей, в первую очередь, оксидов серы и азота, а также паров органических соединений - всего того, что, попав в атмосферу, может переноситься по всей Земле. В этом смысле девяносто процентов всех выбросов - не только в нашей стране, но и мире - остается за энергетикой и транспортом. Промышленность занимает гораздо меньшую долю, но предприятие может создать локальные неблагоприятные условия для жизни на километры вокруг.
Пожалуй, неразрешимых экологических проблем нет, и постоянно появляются разработки, позволяющие существенно улучшить ситуацию. Но вот вывести их на рынок в существующей ситуации часто некому, хотя главная проблема, по большому счету, здесь только в затратах. Все хотят жить в экологически чистой среде, но сразу же возникает вопрос: готовы ли мы за это платить?
Академическая наука в создании технологий не знает границ, и они могут быть востребованы в различных уголках страны и мира. Если же говорить о сибирских регионах, то здесь ситуация разная. Скажем, в Новосибирской области воздух достаточно чистый из-за небольшого числа загрязняющих атмосферу крупных предприятий. В то же время в Кузбассе экологическая обстановка более напряженная в силу развития химической промышленности.
В Омске работает крупный нефтеперерабатывающий завод - ОНПЗ. Это одно из ведущих предприятий России в своей отрасли, оно производит бензин стандарта очистки "Евро-5", причем постепенно переходит на наши катализаторы, заменяя ими импортные образцы. За счет этого снижается уровень содержания серы, соединений азота и других вредных компонентов в автомобильных выхлопах. При гидроочистке сера выделяется в виде сероводорода - чрезвычайно токсичного вещества, требующего утилизации. На ОНПЗ работает установка по производству серы из этого соединения, он вполне ходовой продукт - он используется, например, при изготовлении минеральных удобрений. Но базовая доля очистки здесь около 95-96 процентов, то есть порядка пяти процентов серы все-таки уходило в трубу. Мы разработали установку, благодаря которой степень очистки доходит до 99 процентов. Казалось бы, разница невелика, но на самом это около тысячи тонн серы в год, не попадающей в атмосферу.
Еще одна проблема, непосредственно касающаяся Сибири, - загрязнение атмосферы органическими соединениями от предприятий пищевой промышленности, деревообработки, полиграфии, ресторанного бизнеса и так далее. Большое количество кафе и закусочных сегодня расположено в жилых домах, а вся вентиляция выходит во двор, который может быть буквально опутан воздуховодами, и работают они порой круглые сутки. Легко представить, насколько неуютно жить в таких дворах.
Одно дело, когда мы говорим про химические заводы, где для соблюдения экологических нормативов есть специальная инфраструктура и подготовленный персонал. А вот владельца ресторана вряд ли заинтересует система очистки воздуха, если электроэнергии она будет потреблять больше, чем ресторан в целом.
Здесь представляется перспективным использование адсорбционно-каталитического процесса, отличающегося чрезвычайно низким энергопотреблением. Мы планируем эту технологию задействовать в реальном секторе, пока в тестовом режиме. Еще одна разработка, актуальная для природоохранного применения, - стекловолокнистые катализаторы. Они эффективнее, чем блочные или гранулированные, которые используются повсеместно сейчас.
Но именно в области внедрения - базовая проблема экологических технологий. Когда речь идет о каком-то производстве, то все просчитывается - стоимость продукта, затраты, доходность и так далее. Когда же встает вопрос экологии, то у бизнеса не хватает стимулов инвестировать средства в эту сферу. Чтобы экологические технологии развивались, необходимо выстраивать более совершенные системы мотиваций. Сегодня же гораздо выгоднее бывает заплатить штраф, чем ставить современную систему очистки.
Еще один важный момент: между фундаментальной наукой и потребителем должен быть посредник - компания, готовая инвестировать в переход от лабораторной стадии к промышленному применению, в создание прототипа. У академического института совершенно другие задачи, у него нет ни возможности, ни права заниматься производственной деятельностью. В свою очередь конечному потребителю неинтересны идеи сами по себе, ему нужна работающая технология и четкие гарантии ее эффективности.
В России на сегодняшний день не хватает развития отраслевой, корпоративной науки. В крупных мировых компаниях существуют мощные научно-инженерные подразделения, которые становятся мостом между фундаментальной наукой и собственно предприятием. Только в этой связке обеспечивается рентабельность новой технологии. А в сфере решения экологических проблем здесь особенно заметен пробел.