Фестиваль состоит из трех программ и спектакля "Разговоры беженцев". Его можно будет увидеть на Финляндском вокзале. Он создан в прошлом году под руководством историка театра, продюсер, музыканта и драматурга, доктора искусствоведения Константина Учителя. Остальные три программы - "Чувство возможности. Посвящение 100-летию революции", "Гастрольная программа" и "Утопия. Собственная программа".
Первая представляет собой художественную акцию, два перформанса и четыре спектакля. Сделать программу, посвященную столетию российской революции, по признанию куратора "Чувства возможности" Флориана Мальцахера, - невозможная задача. Поэтому вместо того, чтобы дать исчерпывающие ответы на возникающие вопросы, он приглашает зрителей познакомиться с творчеством художников из самых разных уголков Европы, которые показывают свой собственный взгляд на петербургские события столетней давности. В программе также поднимаются вопросы преображения искусства под воздействием революции. "Чувство возможности" иллюстрирует, какие идеи еще живут, а какие уже исчезли из нашего поля зрения. Насколько возможны изменения и насколько мы считаем их возможными.
Три спектакля увидят посетители второй программы "Точки доступа". Для петербуржцев и гостей города она может быть интересна благодаря вовлечению в театральное действие. Но в таких отношениях между актерами и зрителями есть одно маленькое правило - нужно быть открытым и сосредоточенным. Важна сама вовлеченность в диалог посетителей "Гастрольной программы". Есть и "особая информация" для желающих побывать именно здесь. Где-то требуется способность бегло и вслух читать текст на русском языке, а где-то - взять с собой "100 грамм сухого пайка".
В "Утопии" организаторы предлагают два спектакля и один семейный квест. Первые три проекта связаны с альтернативной историей. Скажем, что было бы, если бы Ленин и Николай II стали союзниками или если бы мы жили в технологически совершенном мире. А "Бабушкины очки" (именно так называется уличный квест) призваны помочь семьям весело и с пользой провести свой день.
Вне творческих работ с 25 по 27 июля будут проходить научные конференции "Революция в театральном пространстве".
География "Точки доступа" очень большая. Здесь и Гараж в парке "Взморье", и музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, и открытая киностудия "Лендок", и Русский музей, а также Дворец культуры работников связи и Новая сцена Александрийского театра, Дом композиторов и просто жилые квартиры, плюс две зеленые зоны - парк имени 9 января и Московский парк Победы. Жилые дома напрямую не связаны с революцией. Эти площадки - форма, необходимая для выражения мыслей художников фестиваля. Такие необычные места для постановок призваны открыть наш город с новой стороны в соединении с искусством. Задача - остановить зрителя в тех местах, где он часто быстро пробегает.
- Искусство парадокса, сегодняшнее искусство, во многом строится на коллаже, на сопоставлении, на каких-то ассоциациях. Точки соприкосновения здесь, в этих подтекстах, - отмечает директор Русского музея Владимир Гусев. - Не знаю, родится новая гармония или нет. Но желаю, чтобы зрители не пришли к полному диссонансу, к забвению.
Справка "РГ"
Фестиваль проходит уже третий раз. На его торжественном открытии посетителей поприветствовали программный директор и куратор программы "Утопия" Андрей Пронин, Владимир Гусев, первый заместитель председателя Комитета по культуре Санкт-Петербурга Александр Воронко, директор "Точки доступа" Филипп Вулах, директор Гете-института в Северной столице (совместно с которым создана программа "Чувство возможности") Гюнтер Хазенкамп и немецкий критик Флориан Мальцахер. Для организаторов 2017 год важен тем, что в этот раз фестиваль выходит на международный уровень. Помимо русских художников (есть также гости из Москвы, Хабаровска, Краснодара и Новосибирска), свои перформансы покажут представители Германии, Швейцарии, Румынии и Финляндии.