20.07.2017 21:21
    Поделиться

    В Санкт-Петербурге объявили претендентов на "Золотой софит"

    В Петербурге объявили имена тех, кому может достаться "Золотой софит" - высшая театральная премия города на Неве. Статуэтка, изображающая музу Славы, достанется лауреатам по 25 номинациям. И на этот раз не нашлось ни одного достойного кандидата на медаль Товстоногова.

    Впрочем, повода для тревоги нет, заметил председатель Номинационного Совета Николай Буров, просто те, кто достоин этой награды, ее уже получил, второй раз нельзя, а новых лидеров пока не появилось: "Посмотрим, что будет в следующем году". Но ход верный - медаль Товстоногова не разменная монета.

    Абсолютный лидер - готик-фолк-версия хрестоматийной "Грозы" Островского в АБДТ им.Товстоногова - за нее "Золотой софит" могут получить и сам спектакль и режиссер Андрей Могучий, и Виктория Артюхова за роль Катерины, и трое артистов за "роль второго плана" - Мария Лаврова, Анатолий Петров и Василий Реутов. И это еще не все - в золотом топе от "Грозы" и художник Вера Мартынов. И даже если что-то пойдет не так, у БДТ им.Товстоногова есть еще карты в колоде - Дмитрий Воробьев, произведший фурор, сыграв заглавную роль и Александра Магелатова за роль Гимназистки в революционном спектакле все того же Могучего "Губернатор" по рассказу символиста Леонида Андреева, и "Фунт Мяса" - коллаборация режиссеров Влада Фурмана и Андрея Могучего на тему шекспировского "Венецианского купца" в карнавальной интерпретации композитора Насти Хрущевой, ученицы Сергея Слонимского, которая пишет тексты так же хорошо, как и музыку. И, наконец, художник Александр Шишкин, создавший сценографию спектакля "Губернатор". Раздача софитов в номинации "лучший спектакль большой формы" в драматическом театре - это всегда самый, пожалуй, напряженный момент церемонии. Иногда результат предсказуем, иногда - нет. В этом году возможны неожиданности - к традиционным номинантам присоединились куда более редкие номинанты. "Традиционные" номинанты в премиальном топе Петербурге это и Андрей Могучий, и Юрий Бутусов с безжалостным и чувственным "Дядей Ваней" (за роль милого простака дяди Вани номинирован также Александр Новиков), и Лев Додин с миксом из брехтовских текстов "Страх. Любовь. Отчаяние" (что удивительно, актерские позиции критики не отметили вовсе), поставленными ими в родных театрах - театре им.Ленсовета и МДТ - Театр Европы. Из присоединившихся - Александр Галибин с его интерпретацией "Анны Карениной" в духе древнегреческой трагедии (ему светит награда в номинации "лучшая работа режиссера", а его супруге и "Анне Карениной" Ирине Савицкой - за "лучшую женскую роль"). И это Анатолий Праудин, представивший современный взгляд на "Крейцерову сонату" Толстого. Что характерно, обе постановки - под крышей театра-фестиваля "Балтийский дом".

    В номинации "лучший спектакль на малой сцене" борьба развернется тоже между не самыми частыми "гостями" церемонии, кроме разве что "Мастерской" Григория Козлова, которая вышла в финал с аскетичным прочтением Максимом Фоминым Чехова "Чайка. Сюжет для небольшого рассказа". Театр "На Литейном" - с полудокументальной хроникой полярной зимы "Антрактида" режиссера Петра Чижова и интеллектуальным кичем модного режиссера Дмитрия Волкострелова "Розенкранц и Гильденстерн" по знаменитой пьесе Тома Стоппарда, который можно увидеть на сцене ТЮЗа им.Брянцева.

    К дебютантам всегда особое внимание. Многие видевшие "Преступление и наказание" венгерского режиссера Аттилы Виднянского в Александринском театре оценили работу Анны Блиновой, сыгравшей Сонечку (Виталий Коваленко тоже имеет шанс получить "Золотой софит" за роль Порфирия Петровича, и хочется добавить: что-то не случилось в спектакле, раз за бортом оказался Раскольников и удивительно, что жюри отмахнулось от Дмитрия Лысенкова, представившего необычного Свидригайлова в стиле булгаковского Коровьева). В числе дебютантов и Григорий Некрасов, способный встряхнуть любого сонного зрителя - впрочем, на "Отцах и сыновья" в Театре "На Литейном" не спят, хрестоматийная тургеневская повесть зрителя цепляет.

    Статуэтка, изображающая музу Славы, достанется лауреатам по 25 номинациям

    Не приняли критики брутальную "Мамашу Кураж" Брехта, которую на сцене Александринского театра поставил именитый грек Теодорос Терзопулос, но все же справедливо отметили Елену Немзер в заглавной роли. Не приняли "Чука и Гека", работу Михаила Патласова на Новой сцене опять же Александринского театра, отметив при этом актрису Ольгу Белинскую и художников Александра Мохова и Марию Лукку, органично соединивших на сцене документальную правду 1938 года и полусказочный рассказ Аркадия Гайдара.

    Куда проще расклад в кукольном театре. И неожиданно - любимец петербургской продвинутой молодежи Руслан Кудашов оказался вне премии, да и руководимый им Большой театр кукол претендует лишь на "лучший актерский ансамбль" в "Мухе-цокотухе". А вот вперед вырвался более жизнелюбивый театр "KARLSSON HAUS" с эксцентричным "Блаженным островом", на который надо попадать через окно, и "Биографией", сказкой Андерсена про гадкого утенка в формате 18+.

    Всего несколько лет назад у "Золотого Софита" появилась номинация, посвященная негосударственным театрам, и она сразу же стала "горячей" - поклонники азартно болеют за свои любимые театры. В этой локации лидером стал театр "Особняк", который уже четверть века чудом остается на плаву. В разных номинациях на "Софит" претендует его спектакли - беспощадный трагифарс "Машина едет к морю" в постановке Алексея Янковского, "Школу жуков" Александра Савчука, признаться, сложновоспринимаемое статичное действо на стихи Николая Заболоцкого, микс чеховских драм "Чайка над Вишневым садом" Юлии Паниной и спектакль-ритуал "ФевральЯ". А также на финишную прямую вышли пушкинские "Маленькие трагедии", поставленные в театре "Русская антреприза" им.Миронова, и "Трюк" Яны Туминой, поставленный в театре "За Черной речкой" по трогательной повести Эрика-Эмманюэля Шмитта "Оскар и Розовая дама".

    А вот в музыкальном театре образовалось две лакуны - нет претендентов в номинации "лучший балетный спектакль" и "лучших мюзикл/оперетта". И балет и мюзикл заявили о себе лишь в "гендерных" номинациях. В балете - это "Пахита" и "Каменный цветок" Мариинского театра, "Русский Гамлет" Бориса Эйфмана, "Спящая красавица" Театра Балета им.Леонида Якобсона. Что касается оперетты/мюзикла - то это самая забавная номинация в Петербурге, потому что в ней сам с собой "борется" Театр музыкальной комедии, ну иногда (как в этот раз) конкурентом оказывается "Санктъ-Петербургъ Опера", при том, что художественный руководитель последнего номинируется на "Золотую маску" и за "Орфея в аду", поставленного в театре Музыкальной комедии. Похоже, здесь никто обиженным не уйдет. В опере тоже не густо - в номинации "лучший спектакль" выдвинуты всего две оперные постановки: Мариинского театра "Не только любовь" Щедрина (режиссура Александра Кузина, что больше известен по крепким драматическим постановкам в регионах) и "Фауст" Гуно в постановке Юрия Александрова в родной "Санктъ-Петербургъ Опера".

    Но обо всех этих участниках "Золотого софита-2017" можно говорить гипотетически, - кто станет обладателем заветной статуэтки мы узнаем лишь 30 октября, - то 2 человека уже названы лауреатами почетной премии: народный артист Вадим Яковлев ("без ложной скромности скажу: заслуженно", - заметил номинант, который верой и правдой служит всю жизнь в Театре-фестивале "Балтийский дом") и педагог по сценической речи Валерий Галендеев - легенда российского театра, присутствия в зале которого боятся даже маститые актеры. Он больше, чем просто специалист по речи, по словам его ученицы Елизаветы Боярской, он учит не только голосоведению, он учит мыслить, идти за словом, ощущать его силу и значимость. За что и получит премию с формулировкой "за уникальный вклад в воспитание новых театральных поколений для российского театра".

    *Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

    Поделиться