Как замечают его авторы, в выходные дни люди должны отдыхать. "В том числе - иметь возможность спокойно смотреть передачи, документальные, художественные фильмы, - уточняют авторы инициативы. - А когда они периодически прерываются агрессивной рекламой, это уже не отдых. Навязчивые ролики напоминают людям о разных заболеваниях, проблемах, попросту раздражают".
Разработчики документа подчеркивают, что необходимость ограничения рекламы в воскресенье обусловлена тем, что в выходные дни телевизор намного чаще, чем в будни, смотрят дети и подростки. И у них может формироваться неправильное представление о жизни. В поддержку своей инициативы авторы приводят данные опроса фонда "Общественное мнение". Так, опрос показал, что 82 процентов россиян считают, что реклама на телевидении занимает слишком много времени.
Как считает психолог-консультант и семейный терапевт Елена Шамова, реклама действительно может вызвать раздражение у людей. Правда, только в том случае, если она навязчивая или часто повторяющаяся, или же когда на человека идет грубое прямое воздействие. "Такое происходит, если реклама сделана неграмотно, неквалифицированной командой, либо непрофессионально сформированы рекламные блоки", - считает психолог.
Она подчеркивает, что выходные - это то время, когда люди хотят отключить мозг: не загружать себя дополнительной ненужной информацией, а приятно провести время за просмотром любимых передач или фильмов.
"В этом случае повторы рекламы - когда она идет целыми долгими блоками, да еще и постоянно повторяется - вызывают раздражение, агрессию и не только неприятие того товара, который рекламируют, но и в принципе потерю интереса к передаче или фильму, который человек смотрит, - говорит Елена Шамова. - Ведь если в самый интересный момент фильма его обрывают и начинается реклама, которая и к теме фильма отношения не имеет, да и на аудиторию картины не очень рассчитана, то тут прямой вред все - и рекламодателям, и создателям фильма. Однако если рекламные блоки выстроены грамотно и ненавязчиво, то уровень агрессии у человека будет минимален и предлагаемый в рекламе товар или услуга скорее всего найдут потенциальных покупателей".
Впрочем, психолог в любом случае советует не злоупотреблять в выходные просиживанием перед телевизором, а переключать свое внимание на семью и на любимые занятия - заниматься спортом, читать, ходить в театры, на выставки, путешествовать с семьей и любимыми людьми.
По мнению основателя маркетинговой группы Романа Алехина, запрет на рекламу в воскресенье не имеет под собой никаких оснований с точки зрения разумности и целесообразности.
"Телевидение и радио - это не единственные каналы распространения рекламы, - считает эксперт. - На первые места сейчас выходят Интернет, СМС-оповещение, наружная реклама, печатные источники и много других каналов. Запрет транслировать рекламу на ТВ и радио приведет к увеличению нагрузки на другие инструменты".
По мнению маркетолога, ограничения в рекламной сфере не работают. "Мы видели это на примере запрета в электронных и печатных СМИ рекламы пива, - напоминает он. - Бренды просто вывели на рынок безалкогольные линейки продукта для того, чтобы двигать свой главный продукт. Так что эффекта избавления людей от рекламного шума в воскресенье добиться таким запретом не получится".
Роман Алехин подчеркивает, что инициатива напоминает ему другое предложение - ограничить работу гипермаркетов в выходные дни. Рынок должен отрегулировать себя сам, считают эксперты. А это совершенно не рыночные проекты, добавляет он.