В Европе вслед за азиатами начали питаться насекомыми

"Официант, у меня в супе таракан!" Вполне возможно, что скоро эта фраза не будет означать ничего крамольного. Вслед за азиатскими странами, Африкой, Австралией, Латинской Америкой в сторону насекомых в качестве не досадной помехи, а вполне качественной еды стали смотреть в Европе. Приложив усилия, попробовать жареную саранчу или пальмовые личинки (правильно говорить "личинки пальмового долгоносика") можно и в России.

С 1 мая нынешнего года в консервативной Швейцарии начал действовать закон, разрешивший употреблять в пищу насекомых. "Под раздачу" попали восточная саранча, сверчки и личинки мучного хрущака. Теперь их можно без проблем покупать, готовить и есть. Впрочем, в чопорной Великобритании ресторан с куда большим ассортиментом насекомых в меню работает уже не первый год. А в "инсектбар" в Амстердаме я заглядывала лично всего месяц назад: лежат себе на прилавке пакетики со сверчками и кузнечиками-фри по 5-8 евро за горстку. Грызи - не хочу. Сама, не буду врать, пробовать не стала, хватило "приглядки". Но мои амстердамские друзья дегустировали с удовольствием и даже купили пару пакетиков для посиделок с друзьями. Говорят, по вкусу - как соленые сухарики, к пивной вечеринке в качестве закуски самое то.

Насекомыми в качестве источника дешевого и доступного белка заинтересовались сначала в Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН и ВОЗ, а затем и в EFSA - ведомстве по продовольственной безопасности Евросоюза. В отчете о рисках и перспективах употребления в пищу насекомых эксперты "разложили по полочкам" все "за" и "против". Сейчас регулярно едят насекомых около 2 млрд человек - в основном жители бедных стран Африки и Азии. Впрочем, едят не только с точки зрения "быть бы живу". Некоторые виды насекомых считаются лакомством и стоят совсем недешево, то есть однозначно называть эту экзотику пищей исключительно для бедняков нельзя.

Специалисты ЕС сделали вывод: съедобные насекомые могут стать богатым источником высококачественных белков, жиров, витаминов, клетчатки (пищевых волокон), минералов и других полезных веществ. Причем "добывать" этот белок, разводя насекомых на мини-фермах, проще и дешевле, чем, скажем, выращивать скот. И кормов нужно меньше, и затрат, и отходов практически нет. Например, на фермах, где производят натуральный шелк, извлеченные из пушистых коконов личинки тутового шелкопряда отправляются прямиком в рестораны-там их нанизывают на тонкие палочки и жарят. Чем не шашлык?

Так что подобную живность эксперты рассматривают как спасение от грядущего на Земле недостатка еды из-за стремительно растущего населения.

В разных странах предпочтения разнятся, оно и понятно: что ползает и летает вокруг, то и проверялось аборигенами "на зуб". Стрекозы и сверчки, личинки мух и пчел, кузнечики и саранча, термиты и даже скорпионы (надо только не забыть жало удалить). В общей сложности в пищу реально употребляют около 1900 видов насекомых. При этом в Европейском союзе, по мнению авторов доклада, из всего этого кишащего разнообразия потенциально могут быть востребованы лишь некоторые виды: разнообразные личинки, мотыль, мучные черви, кузнечики, саранча.

Конечно, пока еды хватает, жевать жуков и личинок можно, пожалуй, лишь ради любопытства и в поиске острых ощущений. Большой востребованности такая еда не имеет. В Москве, если верить отзывам на ресторанных сайтах, было два или три вьетнамских и китайских кафе, где по заказу посетителей жарили саранчу и личинки. В одно из таких, на рынок "Садовод", я отправилась в надежде на удачу. Но не тут-то было. Едва говорящая по-русски официантка-вьетнамка сказала, что ничего подобного они не готовят. Русские завсегдатаи кафе рассказали, что раньше тут подавали жареных личинок на листе какого-то экзотического растения. Но, видимо, спрос был невелик, и в меню остались более востребованные блюда.

А вот в интернет-магазине, торгующем всевозможной экзотической едой, повезло больше. Жареная саранча? Да, продаем. Правда, сейчас не сезон. Пальмовые личинки, расфасованные в 60-граммовые пакетики, по 450 рублей. Но лучше покупать прямо на вес, выходит дешевле, всего 1,5-2 тысячи рублей за полкилограмма. Кроме того в продаже были леденцы с муравьями. А засахаренные личинки уже кончились. Все продали, надо ждать следующую партию. Заодно девушка спросила, не интересуюсь ли я мясом крокодила и дикобраза. "У нас прямо туши есть", - поделилась радостью продавец.

Но мне "дикобразятины" с "крокодилятиной" как-то не хотелось. Да и за насекомыми гоняться уже надоело. В конце концов до тотального голода нам, к счастью, еще далеко, а значит, можно отложить миссию по "приучению" себя к ползающим "перспективным источникам белка". В крайнем случае, если очень захочется саранчи и сверчков "под пиво", можно слетать в отпуск в Таиланд или поближе, в Амстердам, в уже знакомый "инсектбар".

Мнение

Андрей Власенко, главный хранитель Государственного Биологического музея им. Тимирязева:

В некоторых странах с незапамятных времен и до сих пор съедобные насекомые остаются значимым источником белка. В Евангелии от Матфея, например, сказано, что Иоанн Креститель питался акридами и диким медом. Акриды - это родственники всем известной саранчи. И до сих пор в некоторых восточных странах не самые богатые слои населения употребляют их в пищу.

В развитых странах, где продовольствия хватает с избытком, вряд ли можно считать насекомых значимым источником питания. Хотя некоторые виды насекомых продают в качестве деликатесов и по баснословным ценам. Но это на любителя. Мне насекомые интересны совсем другими вещами, и с пищевой точки зрения их изучением я не занимался.

А вот в качестве корма для скота, мне кажется, использовать их более реально. Еще в советские времена в учебниках по сельскохозяйственной энтомологии приводился способ приготовления корма для свиней из майских жуков. Во время их массового вылета под деревьями, где концентрировались многие сотни особей, предлагалось расстилать полотно, а затем, постучав по дереву, собирать упавших жуков в мешки. Ошпарив насекомых кипятком, их скармливали свиньям.