Документ закрепляет на уровне закона санкции, которые были введены против РФ исполнительными указами администрации Барака Обамы после кризиса на Украине в 2014 году и из-за приписываемых России попыток влияния на выборы в США в 2016 году. Если раньше президент мог отменить их по своему усмотрению, то теперь для этого ему необходимо заручиться согласием конгресса. В случае намерения смягчить санкции Трамп должен направить письменное предложение с пояснениями о причинах. Затем законодателям отводится 30 дней на то, чтобы согласиться или отвергнуть инициативу.
Как показывает опыт, закрепление санкций конгрессом на практике означает их цементирование на годы, а то и десятилетия. Достаточно вспомнить поправку Джексона-Вэника, которую конгресс ввел в 1974 году против СССР в связи с ограничениями на эмиграцию. В 1987 году ограничения канули в лету, а спустя несколько лет распался и сам Советский Союз. Но конгресс отменил поправку Джексона-Вэника в отношении России только спустя четверть века - в 2012 году. И то сделал это только в обмен на принятие новых санкций, известных как Акт Магнитского.
Более того, законопроект не только закрепляет, но и ужесточает действующие ограничения. Он сокращает с 90 до 14 дней максимальный срок финансирования российских банков, которые входят в "черные списки" минфина США. Предусмотрены дополнительные ограничения на компании нефтегазового сектора. Документ поручает администрации выступать против газопровода "Северный поток-2", который планируется построить от побережья России к Германии. Конгрессменов беспокоит энергобезопасность Европы и Украины, хотя ряд экспертов высказывали мнение, что истинный мотив - способствовать продвижению на европейский рынок американских энергоносителей, в том числе сжиженного природного газа. В Австрии и Германии документ американских конгрессменов подвергали резкой критике.
Документ столкнет лбами исполнительную и законодательную власть США. Белый дом однозначно сигнализировал, что недоволен попытками конгресса ограничить полномочия президента по смягчению санкций. Ситуация действительно исключительная, поскольку обычно конгрессмены оставляют эти полномочия главе государства, предоставляя ему гибкость в использовании санкционных механизмов. Однако ограничения против России пользуются крайне редкой сегодня двухпартийной поддержкой. Ведь обстановка в Вашингтоне в последние годы столь поляризована, что конгрессу, где поддерживающие президента республиканцы имеют небольшой перевес над демократической оппозицией (52 против 48), крайне редко удается прийти к согласию по спорным вопросам.
Так, республиканцы хотя и контролируют Белый дом и обе палаты, но за полгода после инаугурации Трампа не провели ни одной существенной реформы. За что президент в последнее время все настойчивее давил на своих союзников, даже потребовав от них отказаться от августовских каникул до тех пор, пока они не согласуют отмену знаковой реформы здравоохранения "Obamacare" - это было одним из ключевых обещаний Трампа и политиков-республиканцев. Зато санкционный документ сенат одобрил подавляющим большинством голосов: 98 против 2. После этого он забуксовал в палате представителей из-за процедурных разногласий и возражений со стороны нефтяного лобби, но в конечном итоге переговорщикам удалось прийти к консенсусу.
Поддержка документа конгрессменами-республиканцами - вызов президенту. Законодатели тем самым демонстрируют, что не доверяют политике Трампа в отношении России, считая его линию недостаточно жесткой, опасаясь потепления в отношениях и возможного смягчения санкций. На Капитолийском холме решили указанным законопроектом сковать свободу действий хозяина Белого дома на российском направлении. Теоретически президент США имеет право наложить вето на законопроект. Однако если за него проголосует более 2/3 состава каждой из палат, что выглядит вероятным, то он вступит в силу несмотря на вето главы государства.
Кроме того, как отмечают комментаторы, в условиях антироссийской травли Дональду Трампу будет крайне тяжело впервые применить свое президентское вето для блокирования санкций против России. Наконец, конгрессмены пошли на еще одну уловку: ограничения против РФ идут в пакете с санкциями против Ирана и КНДР, которые Белый дом безоговорочно поддерживает.