В частности, установить размер пени 6% от платы за перевозку грузов, порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки, но не более 50%, если перевозчик не докажет, что груз пришел с опозданием не по его вине.
По замыслу парламентариев, изменения направлены на то, чтобы все виды транспорта в России функционировали в равных условиях. При этом права отправителей и получателей грузов не нарушаются, выравнивается только ответственность перевозчиков во внутреннем и международном сообщении.
На сегодняшний день размер пени за просрочку доставки грузов либо порожних вагонов составляет 9% в сутки и не может превышать 100% провозной платы.
Коллеги по транспортному цеху - автомобилисты, речники, авиаперевозчики работают в более щадящих условиях.
По сути, железнодорожники, работающие в режиме государственного ценового регулирования и публичности перевозок, не защищены от обратного взыскания всей провозной платы, хотя грузы доставляются получателям.
Кроме того, размер неустойки российских железных дорог сильно отличается и от аналогичных показателей, действующих у ближайших соседей. Согласно Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении при перевозках по его нормам суточная пеня закреплена на уровне 6%, а общая не может превышать 30%.
Точно такой же штраф определен Соглашением между правительством Российской Федерации и правительством Финляндской Республики о прямом международном железнодорожном сообщении при перевозках на территории Финляндии. Законодательство Казахстана устанавливает для железнодорожных перевозчиков пеню в 5%, Белоруссии - в 6%. Общий размер штрафа в этих странах не превышает 50% и 30% соответственно.
Для российских железнодорожников действующие пени ежегодно выливаются в миллиарды рублей, что весьма много даже для госмонополии. Однако зачастую сроки доставки нарушаются не по вине перевозчика.
По словам Владимира Афонского, "под погрузку подается вагон конкретного владельца, в связи с чем при наличии на станции порожних вагонов, готовых обеспечить погрузку, подсылаются другие вагоны, что вызывает затаривание железнодорожной станции".
В РЖД констатируют, что заинтересованы в улучшении качества доставки и работают на то, чтобы постоянно увеличивать скорость перевозки. Так, в 2016 году компания достигла максимальной за всю свою историю скорости доставки грузов - 380,5 км в сутки.
Для сравнения: в 2014 году этот показатель составлял 53,1 км в сутки. Доля прибывших без задержек перевозок за прошлый год увеличилась на 7,2% к уровню 2014 года и составила 96,7%. За первое полугодие текущего года показатель надежности перевозок вырос еще на 1,3%.
Фактически с опозданием к грузополучателям прибывают менее 3% всех отправок. В то же время в госмонополии подчеркивают, что все грузы обязательно доходят до адресатов. Стоит отметить, что надежность доставки грузов растет даже на фоне увеличивающихся объемов ремонтно-путевых работ и возросших объемов погрузки по сети российских железных дорог. При этом ОАО "РЖД" обеспечивает вывоз всего заявленного объема груза, вне зависимости от того, прибыли порожние вагоны с просрочкой или без.
Говоря о сложностях с подачей порожних вагонов под погрузку, Владимир Афонский сделал акцент на необходимости развивать станционную инфраструктуру. По его мнению, средства, которые могли бы пойти на ее ремонт, "возвращаются главным образом владельцам вагонов в виде пени за просрочку доставки".
Разработчики законопроекта настаивают, что изменение ответственности перевозчика позволит привлечь дополнительные средства как на ремонт и строительство новой инфраструктуры, так и на развитие локомотивного хозяйства. В свою очередь, это автоматически повысит скорость доставки.
При этом законопроект не отменяет права грузоотправителей и грузополучателей на качественную и своевременную доставку и не исключает применения к перевозчику в том числе иных мер ответственности, установленных как внутренним, так и международным законодательствами.
В целом авторы законопроекта ожидают положительного эффекта от изменений в Уставе железнодорожного транспорта как для самого перевозчика, так и для непосредственных отправителей и получателей грузов.