Чем живет КНДР - одна из самых закрытых стран мира? 18 авторских взглядов представлены на выставке "(Не)возможно увидеть: Северная Корея" в центре фотографии им. Братьев Люмьер. Экспозиция открылась 22 июля и продлится до 3 сентября.
Более 70-ти современных работ, отобранных специально для экспозиции в России, объединены главным замыслом - показать возможности фотографии в исследовании образа одного из самых закрытых государств.
На выставке можно увидеть, как классический фоторяд современных фотографов дополняется мультимедийными работами, 3D фотографиями, агитационными материалами, разворотами печатных изданий.
Иностранный репортер в КНДР всегда под пристальным вниманием гида, все материалы проходят цензуру. Но французу Эрику Лаффоргу, работы которого представлены на выставке, по счастливой случайности удалось вывезти из закрытой страны съемки нищеты, работающих детей, отдыхающих солдат. После этих публикаций въезд фотографу в КНДР был запрещен.
Другая Северная Корея предстает на снимках Элис Велинги. Нидерландского фотографа поразил контраст ярких и художественно ценных агитматериалов и бледной реальности КНДР. Она объединила оба взгляда, с помощью ретуши, совместив в каждой работе свои фотографии с 12-15 изображениями из северокорейских книг и плакатами. О своем художественном решении Элис Велинги говорит: "Пропаганда для меня, в какой-то мере, тоже реальность. Она отображает то, какими бы жители Северной Корее хотели быть, к чему стремятся и куда идут, поэтому не стоит относиться к ней, как к политической шутке".
Массовое торжество "День солнца" на работах французского фотографа Филиппа Шанселя. Могут ли забыться живые картины Олимпиады-80 на трибунах Лужников? Нечто похожее в 2006 году запечатлел французский фотограф во время годовщины рождения Ким Ир Сена, которого называют "Вечным президентом" и "Солнцем нации". Проект "КНДР" принес Филиппу Шанселю международное признание. Поменяв фокусное расстояние, в 2015 году он создал серию портретов жителей Северной Кореи.
На снимках Эддо Хартмана - архитектура Пхеньяна. Павильоны метро, интерьеры и внешний вид зданий - все очень напоминает застройку советских времен. Что неудивительно: после 1953 года над обликом столицы КНДР работали архитекторы из СССР. По мнению фотографа, эти монументальные формы лучше всего передают тоталитарность государственного режима.
Среди работ последних лет нашлось место и советской фотографии: например, взгляду Анатолия Хрупова.
"Цель нашего проекта - побудить каждого из вас выработать свою точку зрения" - сказала о проекте "(Не)возможно увидеть: Северная Корея" главный куратор Центра фотографии имени братьев Люмьер Наталья Григорьева-Литвинская.