"В прошлом году 450 юристов, которые у нас готовили иски, были сокращены. У нас нейронная сетка готовит исковые заявления значительно лучше. Мы сегодня перестаем брать юристов, которые не знают, как работать с нейронной сетью. И если вы заботитесь о своем будущем, пожалуйста, пройдите соответствующий курс обучения", - сказал Греф.
Кроме того, глава самого крупного российского банка поговорил со студентами об "аватарах". "Постепенно вы, как реальный человек, будете интересовать мир всё меньше и меньше, а значение вашего цифрового аватара, наоборот, станет неуклонно повышаться, поскольку он очень многое о вас сможет сказать. Всех будет интересовать ваша цифровая копия, которая хранится на облаках, а не вы", - приводит слова Грефа на лекции сайт вуза. "При этом важно понимать, что все мы будем абсолютно прозрачны для цифрового мира. Практически ничего не удастся скрыть. Далеко не все готовы смириться с таким положением дел, но это ключевой тренд на ближайшие годы", - считает глава Сбербанка.
Даже если человек захочет оставить что-то в тайне, с помощью специальных аналитических систем это можно будет сделать явным, заверил Греф. "Михаил Косинский - американец польского происхождения - соединил психологию с большими данными, научился получать информацию о нас, изучая наши лайки в Facebook. Как выяснилось, 11-12 лайков достаточно для того, чтобы узнать человека так, как знают его коллеги; 230 лайков - как супруг или супруга. Ну а 300 лайков позволят исследователю изучить его на уровне родителей", - рассказал президент Сбербанка.
Михаил Дьяков, эксперт по информационной безопасности и финансовым технологиям: (в интервью "Коммерсант-FM")
- В каждой отрасли - своя специфика, где-то высокие технологии не смогут заменить человека никогда, а где-то могут подсиживать человека уже сейчас, о чем в принципе и говорил Герман Греф. В юриспруденции, по крайней мере у корпоративных юристов, очень большой объем их деятельности поддается унификации.
То есть они фактически на 90 с лишним процентов занимаются тем, что подгоняют некоторый объем данных, в их случае комплект документов, под некий шаблон.
Это относится к любой деятельности юристов, так, чтобы сформировать исковое заявление, тоже нужно уложить имеющиеся документы в шаблон. И только если не получается, то уже начинается креатив, вот на это нейронные сети уже не способны.
Александр Стефановский, руководитель правового департамента Platforma:
- Нейронные сети могут быть, действительно, использованы для подготовки стандартных исков по стандартным банковским договорам - кредитным, залога, поручительства.
Антон Соничев, адвокат:
- Позиция Грефа весьма обоснованна: мы живем в XXI веке, веке информационных технологий. И юриспруденция, так же как и экономика, должна идти в ногу со временем. Внедрение цифровых новшеств позволит не только усовершенствовать работу юриста по специальности, но сократить самое ценное - время на выполнение того или иного проекта. А в условиях жесткой многозадачности это преимущество может самым выгодным образом выделить компанию из списка конкурентов. При этом необходимо понимать, что экономия касается не только времени: от этого зависит также и стоимость оказываемых услуг.
Игорь Кустов, аналитик в IT-компании:
- Действительно, время не стоит на месте, все развивается, и в век высоких технологий представители многих профессий рискуют вскоре остаться без работы. Греф прав, что это касается и юристов, поскольку их работа зачастую четко регламентирована, не позволяя каких-либо отклонений или творческого подхода. Таких юристов не стоит бояться заменять машинами, это в интересах работодателя, все к этому идет.
Справка "РГ"
Исследователи Оксфордского университета и компании Deloitte уже рассчитали, какие профессии исчезнут из-за массового внедрения роботов. В зоне риска почти три четверти работников в транспортной и складской отрасли, а также 60 процентов автомехаников. Технологическая революция оставит без работы больше половины служащих отелей, поваров и официантов. С изменениями столкнутся и высококвалифицированные специалисты. По словам экспертов, увольнения грядут в первую очередь в сферах, где человек работает по строго заданному алгоритму. Не грозит искусственный интеллект лишь креативной части профессий- художникам, музыкантам и др.
Михаил Барщевский, полномочный представитель правительства РФ в высших судебных инстанциях:
Герман Оскарович - человек действительно передовых взглядов. И судя по тому, как он наладил работу Сбербанка, он понимает, что такое современные требования. Но при этом, как и любой человек, он натура увлекающаяся. И фраза о том, что юристы скоро будут не нужны, - это из области вот такого эмоционального увлечения.
С моей точки зрения, работа юристов может быть подменена работой интеллектуальной платформы, но только в той части, в которой юрист выполняет какие-то формализованные функции. Ну, например, исковые заявления Сбербанка - они все однотипные. И там, действительно, можно, чтобы робот это делал. Не бог весть что.
Но работа адвоката по сложным уголовным или гражданским делам, а не по долговым распискам или кредиторской задолженности, она требует анализа целого рода обстоятельств, которые истолковать можно с точки зрения закона и так, и так. Ведь неслучайно есть такое выражение, что хороший юрист - это не тот, который знает все законы, а тот, который умеет ими пользоваться. Действительно, не все, кто имеет диплом юриста, умеют пользоваться законами. Но именно этим отличается высокий профессионал от обычного ремесленника. Вот ремесленника компьютер, возможно, и заменит когда-нибудь, а профессионала - никогда.
Другое дело - профессия нотариуса. С учетом того, что функция нотариуса - проверять ту или иную сделку на ее соответствие закону, это может сделать и компьютер. И регистрировать те или иные важнейшие сделки, вот тут с учетом развития цифровой платформы при оформлении купли-продажи квартиры, к примеру, мне не нужен будет нотариус. Я зайду в базу данных и увижу - есть ли такая квартира или нет, обременена она или нет. Заключив сделку, компьютер отметит, что такая-то сделка заключена. То есть профессия нотариуса со временем если и не исчезнет, то очень сильно скукожится.
Хотя я не понимаю, как компьютер сможет удостоверить завещание, разъяснив при этом завещателю его права. Думаю, эта профессия не отомрет полностью, она уменьшится в объеме. Как и профессия водителей с появлением "умных" автомобилей. Они останутся, но количество шоферов уменьшится.
Резюмируя, хочу сказать, что Герман Оскарович выразил некое литературно-поэтическое преувеличение, некий образ нарисовал. И не надо его слова рассматривать как конкретный прогноз по конкретной профессии.
Яна Крючкова, заместитель гендиректора по юридической и корпоративной работе корпорации "МиГ": (в интервью "Коммерсант-FM")
- Нейросети - это хорошо, они могут из заданных шаблонов сконструировать договор, подготовить претензию типовую, но никогда они не смогут применить логику, смекалку, мышление и сделать что-то нестандартное.
Подготовил Иван Петров